Internal control system

The internal control system is an integral part of the corporate governance system and one of the most vital elements in the bank’s effective performance. The internal control system provides for protection of the interests of the bank’s investors and customers by ensuring that the bank’s employees act in compliance with Russian laws, regulations and professional standards. It ensures a level of reliability appropriate to the nature of the bank’s operations and minimises banking risks.

The system of internal control is based on a clear allocation of authorities and responsibilities between the banks’ executive bodies, subdivisions and employees. The main requirements for the organisation of internal control as well as the allocation of authority and areas of responsibility are enshrined in the bylaws of the bank. The Audit and Risk Committee, which reports to the Supervisory Board, supports the efficient functioning of the internal control system at the bank and secures the effective participation of the Supervisory Board in exercising control over the bank’s financial and commercial activities.

Internal control within the bank is undertaken by:

  • The General Shareholders’ Meeting
  • The Supervisory Board
  • The Management Board
  • The Chairman of the Management Board and his deputies
  • The Chief Accountant and his/her deputies
  • The Audit Panel
  • The Audit and Risk Committee of the Supervisory Board
  • The bank’s subdivisions and officers responsible for internal control as authorised by its corporate documents:
    • The Internal Audit Department
    • The Compliance Department, which includes the Compliance Section (Internal Control Section) and Financial Monitoring Division headed by a designated AML/CFT compliance officer
    • The Stock Market Professional Participant Controller
  • Other subdivisions as may be required by the nature and the scale of the bank’s business.

Internal Audit Department

The role of the Internal Audit Department (IAD) is to conduct internal audits, monitor and provide direct assistance to the bank’s management bodies in ensuring its efficient operation, through independent and objective recommendations, to enhance the effectiveness of the systems of internal control, risk management and corporate governance.

The IAD monitors the compliance of the rules, procedures and practices of the bank’s operations with applicable laws and provisions, the bank’s Charter, the resolutions of the bank’s authorised bodies, monitors the effectiveness of the functioning of the decision-making system and allocation of authority, the risk management system, the system for combating money laundering and the financing of terrorism and other systems for protecting the bank’s activities, and conducts internal audits of the activities of the bank’s subdivisions. The IAD is independent in its activities. Its independence is established by the bank’s bylaws, and is based on the principles that the IAD:

  • Acts under direct control of the Supervisory Board;
  • Does not undertake any audited activities;
  • On its own initiative, reports to the Supervisory Board on, and also informs the Chairman of the Management Board and the Management Board of, any matters coming to its attention when exercising its functions, and on proposals regarding their resolution;
  • Is to be independently audited by external auditors or the Supervisory Board.

The Supervisory Board regularly engages external experts for independent appraisal of the IAD’s performance from the viewpoint of CBR’s requirements (Regulation 242-P), the International Professional Practices Framework of the Institute of Internal Auditors (the “Standards”), stakeholders’ expectations and best practices of internal audit. Such appraisal was performed in 2019 by PWC, who confirmed that the IAD worked in compliance with CBR’s requirements and the Standards, and noted significant improvements compared to the preceding appraisal made in 2017.

The IAD:

  • Prepared the Strategic Internal Audit Plan for 2020-2022 and had it approved by the Supervisory Board;
  • Prepared the Certified Internal Auditor Training Plan and began training and examination of employees ;
  • Prepared the Quality Assurance and Enhancement Programme, setting out approaches to internal and external appraisals of the IAD; made an annual self-appraisal, and requested feedback from Management Board members on how well it met their expectations;
  • Updated its Work Manual, setting out the basic auditing rules of, requirements to, and practical recommendations on, organisation and execution of audits, including approaches to documenting audit work;
  • Introduced a data analysis tool and formulated key audit indicators for every business line of the bank, allowing the IAD to promptly identify risk events or suspicious operations requiring further investigation, and generate dashboards visualising the analysed data;
  • Updated the format of its quarterly activity report for the Audit and Risk Committee.

The organisational structure of the IAD includes subdivisions responsible for the audit of corporate, retail business and information technology.

The following matters fall within the IAD’s competence:

  • Verification and evaluation of the effectiveness of the internal control system;
  • Verification of the risk management system;
  • Verification of the reliability and adequacy of the procedures securing the safety of property;
  • Verification of the reliability, completeness, objectivity and timeliness of accounting and management reports;
  • Verification of the adequacy and reliability of the system of internal controls in terms of the use of automated information systems;
  • Appraising the bank’s operations for economic expediency and efficiency;
  • Reviewing internal control processes and procedures;
  • Reviewing performance of the bank’s internal control service and risk management service;
  • Other functions provided for by the bank’s bylaws.

In planning its activities and in auditing, the IAD exchanges information with internal parties (Compliance Department, Security Department, Information Security Department, Stock Market Professional Participant Comptroller, Quality Control Group) and external parties (the Bank of Russia and external auditors), who audit the bank and provide consulting services in respect of risk management and internal control.

Compliance Section

The Compliance Section (CS) performs internal control in order to identify risks of losses resulting from any non-compliance by the bank with federal laws and other statutes of the Russian Federation, the bank’s bylaws, or from the imposition of any sanctions and/or other actions by supervising authorities.

The CS acts in line with principles of independence, fairness and impartiality. The CS forms part of the Compliance Department which, in its turn, reports to the Supervisory Board, the Chairman of the Management Board and the Management Board. The Compliance Section submits reports on its performance to the bank’s executive bodies and the Supervisory Board on a quarterly basis.

The CS carries out the following functions:

  • developing the methodological framework of the internal control system;
  • reviewing bylaws developed by the bank’s internal subdivisions from the viewpoint of their compliance with banking laws and the Bank of Russia’s regulations;
  • monitoring Russian laws for the purpose of updating corporate documents in due time;
  • making proposals to improve banking service technologies so as to comply with banking laws, abridge service time and increase service quality;
  • developing bylaws intended to identify conflicts of interest and prevent internal misconduct;
  • developing bylaws intended to enforce rules of corporate conduct and standards of professional ethics;
  • providing methodological support to the bank’s staff regarding evaluation of regulatory risks and identification of such risks in internal technologies or rules of specific banking operations;
  • analysing the results of internal and external audits of banking operations so as to adjust existing corporate documents regulating the internal control system and regulatory risk management;
  • registering regulatory risk events and maintaining an analytical database of the bank’s losses;
  • evaluating the extent of any deviations identified in transactions, finding their causes, any systemic errors, abuse or organised schemes, and initiating investigations;
  • assessing the need for any regulatory risk mitigation measures and preparing appropriate decisions within its competence;
  • controlling subdivisions’ compliance with approved procedures, limits, processes and technologies;
  • liaising with the Bank of Russia and external auditors regarding any methodological issues related to internal control and regulatory risk management;
  • analysing customer grievance indicators and the bank’s observance of customers’ rights;
  • analysing the suitability of any outsourcing arrangements of the bank.

Audit and Risk Committee

The Audit and Risk Committee acts in the interests of the bank’s shareholders, the bank itself and its investors, promotes the establishment of an effective system of control over the financial and commercial activity of the bank, and ensures the actual involvement of the Supervisory Board in exercising control over the financial and commercial performance of the bank.

The Audit and Risk Committee acts within powers conferred to it by the Supervisory Board under the relevant regulation.

In its activities, the Audit and Risk Committee is fully accountable to the Supervisory Board and acts under Russian laws, the bank’s Charter, the Regulation on the Supervisory Board, the Regulation on the Audit and Risk Committee and other bylaws of the bank as approved by its General Shareholders’ Meetings and the Supervisory Board, and also resolutions of the Committee itself.

The Audit and Risk Committee co-operates with other Supervisory Board Committees, the bank’s Audit Panel, auditors of the bank, the Management Board, the Internal Audit Department, the Compliance Section and other management and control bodies of the bank.

Audit Panel

The bank’s Audit Panel is a standing, elective body forming part of the bank’s internal control system.The Audit Panel acts in the interests of the bank and its shareholders for the purposes of mitigating the risks of the bank’s business activities.

The Audit Panel is subject to the legislation of the Russian Federation, the regulations of the Bank of Russia, the bank’s Charter, the Regulation on the Audit Panel and the resolutions of the General Shareholders’ Meeting.

Within its competence, the Audit Panel shall inspect the bank’s compliance with applicable laws and regulations, organising the bank’s internal control, the legality of operations made by the bank (by full or selective verification) and the state of the bank’s cash and property.

According to the bank’s Charter, the Audit Panel consists of three members elected by the General Shareholders’ Meeting for a term ending at the next annual General Shareholders’ Meeting.

On 27 May 2019, the following persons were elected to the Audit Panel by the annual General Shareholders’ Meeting:

  • Evgeny O. Gudkov, Deputy Head of the Financial Department, MKB Capital;
  • Alexandra A. Vastyanova, Risk Management Vice President, MKB Capital;
  • Vyacheslav Yu. Osipov, Head of the Reporting and Audit Division, ROSSIUM Concern.

External Auditors

The bank’s external auditors in 2019 were Joint-Stock Company KPMG (in respect of the International Financial Reporting Standards) and Joint-Stock Company Audit-Consulting Group Business Systems Development (RBS) (in respect of the Russian Accounting Standards).

External auditors are appointed by the General Shareholders’ Meeting upon the Supervisory Board’s recommendation.In its turn, the Supervisory Board relies on recommendations as to the choice of the bank’s auditor given by its Audit and Risk Committee which, following discussions in 2018–2019 and meetings with auditors, recommended that it keep the current auditors, whose independence and impartiality was acknowledged by the members of that Committee.

KPMG’s fees for the audit of 2019 IFRS statements and the interim reviews for 3, 6 and 9 months of 2019 stood at RUB 24,450,000, excluding VAT.

RBS’s fees for the audit of 2019 RAS statements and the interim review for 9 months of 2019 stood at RUB 2,700,000, including VAT.

Система внутреннего контроля

Система внутреннего контроля является неотъемлемой частью системы корпоративного управления и одним из важнейших факторов эффективной работы банка. Система внутреннего контроля обеспечивает защиту интересов инвесторов и клиентов банка путем контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства Российской Федерации, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, обеспечения уровня надежности, соответствующего характеру проводимых банком операций, и минимизации рисков банковской деятельности.

Система внутреннего контроля базируется на четком распределении полномочий и ответственности между органами управления, структурными подразделениями и сотрудниками банка. Основные требования к организации внутреннего контроля, а также распределение полномочий и зон ответственности закреплены во внутренних документах банка. При Наблюдательном совете банка действует Комитет по аудиту и рискам, обеспечивающий эффективное функционирование системы внутреннего контроля в банке и фактическое участие Наблюдательного совета банка в осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью банка.

Внутренний контроль в банке осуществляют:

  • Общее собрание акционеров банка;
  • Наблюдательный совет банка;
  • Правление банка;
  • Председатель Правления и его заместители;
  • Главный бухгалтер и его заместители;
  • Ревизионная комиссия банка;
  • Комитет по аудиту и рискам Наблюдательного совета банка;
  • Подразделения и сотрудники банка, осуществляющие внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними документами банка:
    • Департамент внутреннего аудита;
    • Департамент комплаенс, в состав которого входят Комплаенс служба (Служба внутреннего контроля) и Управление финансового мониторинга, возглавляемое специальным должностным лицом, ответственным за реализацию в банке правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ;
    • Контролер профессионального участника рынка ценных бумаг.
  • Иные подразделения в соответствии с характером и масштабом деятельности банка.

Департамент внутреннего аудита

Для осуществления внутреннего аудита и оказания непосредственного содействия органам управления банка в обеспечении его эффективного функционирования путем предоставления независимых и объективных рекомендаций, направленных на повышение эффективности систем внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления, в банке действует Департамент внутреннего аудита (ДВА).

ДВА контролирует соответствие правил, процедур и практики проведения операций банком действующим нормативным актам, Уставу банка, решениям правомочных органов банка, осуществляет мониторинг эффективности функционирования системы принятия решений и распределения полномочий, системы управления рисками, системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также других систем обеспечения деятельности банка, проводит внутренний аудит работы подразделений банка. ДВА независим в своей деятельности. Независимость ДВА устанавливается внутренними документами банка и определяется следующими принципами, в соответствии с которыми ДВА:

  • Действует под непосредственным контролем Наблюдательного совета банка;
  • Не осуществляет деятельность, подвергаемую проверкам;
  • По собственной инициативе докладывает Наблюдательному совету банка о вопросах, возникающих в ходе осуществления ДВА своих функций, и предложениях по их решению, а также предоставляет данную информацию Председателю Правления и Правлению банка;
  • Подлежит независимой проверке аудиторской организацией или Наблюдательным советом.

По инициативе Наблюдательного совета банка внешним экспертом регулярно проводятся независимые внешние оценки деятельности ДВА на соответствие требованиям ЦБ РФ (Положения 242-П), Международным основам профессиональной практики глобального Института внутренних аудиторов (Стандартов), ожиданиям заинтересованных сторон и лучшим практикам в области внутреннего аудита. В 2019 году компания PWC, проводившая оценку деятельности ДВА, подтвердила соответствие деятельности ДВА требованиям ЦБ РФ и Стандартов, а также отметила значительный прогресс в совершенствовании деятельности ДВА по сравнению с результатами предыдущей оценки 2017 года.

ДВА проведены следующие мероприятия:

  • Разработан и утвержден Наблюдательным советом Стратегический план внутреннего аудита на 2020–2022 гг.;
  • Разработан План обучения сотрудников по программе «Сертифицированный внутренний аудитор», начат процесс обучения и сдачи экзаменов сотрудниками ДВА;
  • Разработана Программа обеспечения и повышения качества, определяющая подходы к внутренним и внешним оценкам ДВА, ежегодно проводится самооценка деятельности ДВА, у членов Правления банка запрашивается обратная связь о соответствии деятельности ДВА их ожиданиям;
  • Обновлен Порядок организации деятельности ДВА, определяющий основные правила, требования и практические рекомендации по организации и проведению проверок, включая подходы к документированию работы, выполненной по проверке;
  • Внедрен инструмент анализа данных и разработаны ключевые индикаторы аудита в разрезе различных направлений деятельности банка, позволяющие ДВА оперативно выявлять случаи реализации риска или подозрительные операции, подлежащие дальнейшему расследованию, а также формировать дэшборды, визуализирующие проанализированные данные;
  • Обновлен формат ежеквартального отчета о деятельности ДВА для Комитета по аудиту и рискам Наблюдательного совета.

В организационную структуру ДВА входят подразделения, ответственные за аудиторские проверки корпоративного, розничного бизнеса и информационных технологий.

К компетенции ДВА относятся:

  • Проверка и оценка эффективности системы внутреннего контроля;
  • Проверка функционирования системы риск-менеджмента;
  • Проверка надежности и достаточности процедур, обеспечивающих сохранность имущества;
  • Проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности бухгалтерской и управленческой отчетности;
  • Проверка адекватности и надежности системы внутреннего контроля за использованием автоматизированных информационных систем;
  • Оценка экономической целесообразности и эффективности совершаемых кредитной организацией операций и других сделок;
  • Проверка процессов и процедур внутреннего контроля;
  • Проверка деятельности службы внутреннего контроля кредитной организации и службы управления рисками кредитной организации;
  • Другие вопросы, предусмотренные внутренними документами банка.

В ходе планирования своей деятельности и проведения проверок ДВА обменивается информацией с внутренними сторонами (Департамент комплаенс, Департамент безопасности, Департамент информационной безопасности, Контролер профессионального участника рынка ценных бумаг, Группой контроля качества) и внешними сторонами (Банк России и внешние аудиторы), осуществляющими проверки деятельности банка и оказывающими консультационные услуги по вопросам управления рисками и внутреннего контроля.

Комплаенс служба

Комплаенс служба (КС) осуществляет внутренний контроль в целях выявления риска возникновения у банка убытков из-за несоблюдения федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, внутренних документов банка, а также в результате наложения санкций и/или применения иных мер воздействия со стороны надзорных органов.

КС действует в соответствии с принципами независимости, объективности и беспристрастности. КС входит в состав Департамента комплаенс, который, в свою очередь, подотчетен Наблюдательному совету, Председателю Правления и Правлению банка. На ежеквартальной основе Комплаенс служба представляет Отчеты о проведенной работе исполнительным органам банка и Наблюдательному совету.

При осуществлении своей деятельности КС выполняет следующие функции:

  • Разработка методологического обеспечения, связанного с организацией системы внутреннего контроля;
  • Экспертиза разрабатываемых внутренними структурными подразделениями банка нормативных документов на предмет соответствия их требованиям банковского законодательства и нормативных актов Банка России;
  • Мониторинг законодательства Российской Федерации в целях актуализации и своевременного внесения изменений и дополнений во внутрибанковские документы;
  • Подготовка и представление предложений по совершенствованию технологий предоставления банковских продуктов в целях соблюдения банковского законодательства, оптимизации сроков и повышения качества обслуживания;
  • Разработка нормативных документов, направленных на выявление конфликтов интересов, а также предотвращение противоправных действий служащих банка;
  • Разработка нормативных документов, направленных на соблюдение правил корпоративного поведения, норм профессиональной этики;
  • Оказание методологической помощи сотрудникам структурных подразделений банка по вопросам, связанным с оценкой регуляторных рисков, а также наличием регуляторных рисков в технологии осуществления банковских операций и/или внутрибанковских документах, регламентирующих данные операции;
  • Анализ результатов внутренних и внешних проверок банковских операций, с целью корректировки действующих внутрибанковских документов, регламентирующих вопросы организации системы внутреннего контроля и управления регуляторными рисками;
  • Учет событий, связанных с регуляторным риском, а также ведение аналитической базы данных о понесенных банком убытках;
  • Оценка масштаба выявленных отклонений по сделкам, выявление причин их образования, наличия системных ошибок, злоупотреблений и организованных схем, инициирование проведения проверок для определения масштаба нарушений;
  • Оценка необходимости принятия мер по снижению регуляторного риска и подготовка соответствующих решений в рамках компетенции подразделения;
  • Контроль соблюдения установленных процедур, лимитов, порядков и технологии проведения операций в подразделениях банка;
  • Взаимодействие с Банком России и внешними аудиторами по вопросам, связанным с методологией осуществления внутреннего контроля и управления регуляторными рисками;
  • Анализ показателей динамики жалоб (обращений, заявлений) клиентов и анализ соблюдения банком прав клиентов;
  • Анализ целесообразности привлечения банком юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению деятельности банка (аутсорсинг).

Комитет по аудиту и рискам

Комитет по аудиту и рискам действует в интересах акционеров банка, а также самого банка и его инвесторов, способствует установлению эффективной системы контроля над финансово-хозяйственной деятельностью банка и обеспечивает фактическое участие Наблюдательного совета банка в осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью банка.

Комитет по аудиту и рискам действует в рамках полномочий, предоставленных ему Наблюдательным советом банка в соответствии с положением о соответствующем комитете.

В своей деятельности Комитет по аудиту и рискам полностью подотчетен Наблюдательному совету банка и руководствуется законодательством Российской Федерации, Уставом банка, положением о Наблюдательном совете банка, решениями Наблюдательного совета банка, Положением о Комитете по аудиту и рискам и иными внутренними документами банка, утверждаемыми Общим собранием акционеров и Наблюдательным советом банка, а также решениями Комитета по аудиту и рискам.

При реализации своих функций Комитет по аудиту и рискам осуществляет взаимодействие с другими комитетами Наблюдательного совета банка, Ревизионной комиссией банка, аудиторами банка, Правлением банка, Департаментом внутреннего аудита, Комплаенс службой, иными органами управления и контроля банка.

Ревизионная комиссия

Ревизионная комиссия банка является постоянно действующим выборным органом, входящим в систему внутреннего контроля банка. Деятельность Ревизионной комиссии банка осуществляется в интересах банка и его акционеров в целях минимизации рисков финансово-хозяйственной деятельности банка.

Ревизионная комиссия банка в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными документами Банка России, Уставом банка, Положением о Ревизионной комиссии и решениями Общего собрания акционеров банка.

В соответствии со своей компетенцией Ревизионная комиссия банка проверяет соблюдение банком законодательных и других актов, регулирующих его деятельность, постановку внутрибанковского контроля, законность совершаемых банком операций (путем сплошной или выборочной проверки), состояние кассы и имущества банка.

В соответствии с Уставом банка Ревизионная комиссия банка формируется в составе трех человек, избираемых Общим собранием акционеров банка на срок до следующего годового Общего собрания акционеров банка.

27 мая 2019 года решением годового Общего собрания акционеров в состав Ревизионной комиссии банка были избраны следующие лица:

  • Гудков Евгений Олегович – ​заместитель директора Финансового департамента ООО «МКБ Капитал»;
  • Вастьянова Александра Александровна – ​Вице-президент по управлению рисками ООО «МКБ Капитал»;
  • Осипов Вячеслав Юрьевич – ​Начальник Управления отчетности и аудита ООО «Концерн «РОССИУМ».

Внешние аудиторы

В 2019 году внешними аудитора банка являлись Акционерное общество «КПМГ» (для проведения аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности) и Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем» (для проведения аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с Российскими стандартами бухгалтерского учета).

Кандидатуры внешних аудиторов утверждает Общее собрание акционеров по рекомендации Наблюдательного совета банка. В свою очередь, подготовка для Наблюдательного совета банка рекомендаций по кандидатуре аудитора банка осуществляется Комитетом по аудиту и рискам Наблюдательного совета банка (далее – ​Комитет), который по итогам обсуждений в 2018–2019 годах и встреч с аудиторами рекомендовал Наблюдательному совету банка сохранить действующих аудиторов, независимость и объективность которых отмечена членами Комитета.

Размер оплаты услуг Акционерному обществу «КПМГ» за аудит отчетности по МСФО за 2019 год, а также промежуточные аудиторские проверки за 3, 6 и 9 месяцев 2019 года составил 24 450 000 руб., не включая НДС.

Размер оплаты услуг Акционерному Обществу «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем» за аудит отчетности по РСБУ за 2019 год, а также промежуточную аудиторскую проверку за 9 месяцев 2019 года составил 2 700 000 руб., включая НДС.