Interest Income

2019 2018 Change
RUB bln % of total RUB bln % of total %
Loans to customers 65.6 44.5% 68.9 50.0% -4.8
Due from banks, other financial institutions and CBR 67.0 45.5% 58.1 42.1% +15.3
Debt financial assets and other financial instruments 14.8 10.0% 10.9 7.9% +35.2
Total interest income 147.4 100.0% 137.9 100.0% +6.8
Average yield on interest-earning assets (%)Average yields and values are averaged by quarters 7.2% 7.6%
For the year ended 31 December 2019, MKB’s interest income increased by RUB 9.4 bln, or 6.8%,
to RUB147.4  bln
from RUB 137.9 bln for the year ended 31 December 2018.

The interest income growth was mostly driven by the yield on accounts and deposits at other financial institutions and CBR as a result of a general increase in the volume of interbank transactions coupled with an expansion of their rouble-nominated share which generates higher interest income on average. Another driver was the expanding debt financial assets and other financial instruments. The average yield on interest-bearing assets decreased from 7.6% as at 31 December 2018 to 7.2% as at 31 December 2019. A decrease in the average interest yield is due to persistent key rate cuts, higher competition in the banking sector and a greater share of highly liquid assets held pursuant to MKB’s conservative approach to liquidity risk management and lending against a moderate recovery of economic growth.

Interest Income on Loans to Customers

The loan portfolio’s contribution to the total interest income decreased by 5.5 pp y-o-y to 44.5% as at 31 December 2019. In absolute terms, the decrease was RUB 3.3 bln as at 31 December 2019. This was attributable to CBR’s key rate cuts, which put pressure on the market rates, and tougher competition for prime borrowers. MKB’s average yield on loans to customers decreased from 10.0% for the year ended 31 December 2018 to 9.1% for the year ended 31 December 2019 in line with the general market trend to lower interest rates.

Interest Income on Due from Credit and Other Financial Institutions and CBR

Interest income on due from credit and other financial institutions and the CBR represented 45.5% and 42.1% of total interest income for the years ended 31 December 2019 and 2018, respectively.

For the year ended 31 December 2019, interest income on due from credit and other financial institutions and CBR increased by RUB 8.9 bln, or 15.3%,
to RUB 67.0  bln
from RUB 58.1 bln for the year ended 31 December 2018.

A substantial share of interest income on due from credit and other financial institutions and CBR reflects a significant amount of reverse repo transactions, allowing the bank to generate stable income with minimum levels of risk and capital consumption, while maintaining a comfortable “liquidity cushion” for any eventual instability of the financial market.

MKB’s average yield rose from 6.1% for the year ended 31 December 2018 to 6.2% for the year ended 31 December 2019, as a result of repricing and a greater volume of higher-yield rouble-nominated reverse repos.

Interest Income on Debt Financial Assets and Other Financial Instruments

Interest income on debt securities (including trading financial assets and investment financial assets) represented 10.0% and 7.9% of total interest income for the years ended 31 December 2019 and 2018, respectively.

For the year ended 31 December 2019, interest income on debt financial assets and other financial instruments increased by RUB 3.9 bln or by 35.2%
to RUB14.8  bln
from RUB 10.9 bln for the year ended 31 December 2018 as a result of the securities portfolio growth which obliges MKB as a systematically important bank to comply with a mandatory ratio by holding a large amount of highly liquid securities.

The average interest rate earned on debt securities increased to 6.3% for the year ended 31 December 2019 from 6.2% for the year ended 31 December 2018.

Процентные доходы

2019 2018 Изменение
млрд руб. % от общего млрд руб. % от общего %
Кредиты, выданные клиентам 65,6 44,5% 68,9 50,0% -4,8
Счета и депозиты в банках, других финансовых институтах и ЦБ РФ 67,0 45,5% 58,1 42,1% +15,3
Долговые финансовые активы и прочие финансовые инструменты 14,8 10,0% 10,9 7,9% +35,2
Процентный доход всего 147,4 100,0% 137,9 100,0% +6,8
Средняя доходность по активам, приносящим процентный доход (%)При расчете средних показателей доходности и стоимости единицей усреднения является квартал 7,2% 7,6%
По состоянию на 31 декабря 2019 года процентные доходы банка увеличились на 9,4 млрд руб., или на 6,8%,
до 147,4  млрд руб.
(с 137,9 млрд руб. по состоянию на 31 декабря 2018 года).

Увеличение процентных доходов банка в течение рассматриваемого периода обусловлено в первую очередь ростом процентного дохода по счетам и депозитам в других финансовых институтах и ЦБ РФ вследствие общего увеличения объема межбанковских операций совместно с ростом доли межбанковских операций, номинированных в рублях, которые в среднем приносят более высокий процентный доход. Дополнительной причиной роста стало увеличение процентных доходов от долговых финансовых активов и прочих финансовых инструментов вследствие роста портфеля ценных бумаг. При этом средняя доходность по процентным активам сократилась с 7,6% по состоянию на 31 декабря 2018 года до 7,2% по состоянию на 31 декабря 2019 года. Снижение среднего процентного дохода стало следствием планомерного уменьшения ключевой ставки, усиления конкуренции в банковском секторе и увеличения доли высоколиквидных активов в рамках консервативного подхода банка к управлению риском ликвидности и кредитованию на фоне сдержанного восстановления экономического роста.

Процентный доход от кредитов, выданных клиентам

Доля процентного дохода от кредитов, выданных клиентам, в совокупном объеме процентных доходов сократилась за год на 5,5 п.п. и составила 44,5% на 31 декабря 2019 года. В абсолютном выражении по состоянию на 31 декабря 2019 года процентный доход от кредитов, выданных клиентам, сократился на 3,3 млрд руб. Сокращение было обусловлено рыночным снижением процентных ставок после уменьшения ключевой ставки ЦБ РФ и ростом конкуренции за высококлассных заемщиков в банковском секторе. Средний доход банка от кредитов, выданных клиентам, снизился с 10,0% по состоянию на 31 декабря 2018 до 9,1% по состоянию на 31 декабря 2019 года, что соответствует рыночной тенденции снижения процентных ставок.

Процентный доход от средств, размещенных в банках и других финансовых институтах и в Центральном банке Российской Федерации

Процентный доход от средств, размещенных в банках и других финансовых институтах и в ЦБ РФ составил 45,5% и 42,1% от общей суммы процентного дохода по состоянию на 31 декабря 2019 года и 2018 года соответственно.

По состоянию на 31 декабря 2019 года процентный доход от средств, размещенных в банках и других финансовых институтах и в ЦБ РФ, увеличился на 8,9 млрд руб., или на 15,3%,
до 67,0  млрд руб.
(с 58,1 млрд руб. по состоянию на 31 декабря 2018 года). 

Существенная доля процентного дохода от средств, размещенных в банках и других финансовых институтах и в Банке России, отражает значительный объем сделок «обратного РЕПО», позволяющих банку генерировать стабильный доход с минимальным уровнем принимаемого риска и потребляемого капитала, и при этом поддерживать комфортную «подушку ликвидности» при возможной нестабильности на финансовом рынке.

Средний доход банка вырос с 6,1% по состоянию на 31 декабря 2018 года до 6,2% по состоянию на 31 декабря 2019 года, что явилось следствием пересмотра стоимости и увеличения объема сделок «обратного РЕПО» в рублях, которые характеризуются более высокими ставками.

Процентный доход по долговым финансовым активам и прочим финансовым инструментам

Процентный доход по долговым ценным бумагам (в т. ч. по финансовым активам, предназначенным для торговли и инвестиционным финансовым активам) составил 10,0% и 7,9% от общей суммы процентного дохода по состоянию на 31 декабря 2019 года и 2018 года соответственно.

По состоянию на 31 декабря 2019 года процентный доход по долговым финансовым активам и прочим финансовым инструментам увеличился на 3,9 млрд руб., или на 35,2%,
до 14,8  млрд руб.
(с 10,9 млрд руб. по состоянию на 31 декабря 2018 года) в результате роста объема портфеля ценных бумаг вследствие того, что МКБ, будучи системно значимым банком, должен соблюдать обязательный норматив, который подразумевает поддержание значительного объема высоколиквидных ценных бумаг на балансе банка.