Asset Structure

As at 31 December 2019, the bank’s total assets increased by 13.0%, or RUB 277.6 bln and reached RUB 2,423.5 bln.

The increase was mainly driven by an 11.2% growth of MKB’s net loan portfolio to RUB 788.7 bln, and reflects the expansion of its reverse repo business coupled with an increase in its portfolio of high-quality corporate and government bonds.

Loans to customers remain one of the largest components of MKB’s assets, accounting for 32.5% thereof. Liquid assets, which include cash and cash equivalents, due from banks and the securities portfolio, rose in 2019 by RUB 193.0 bln or 13.7% to RUB 1,599.2 bln or 66% of total assets.

Asset Structure, RUB bln
Asset Structure

Loan Portfolio

The gross loan portfolio (before credit loss allowance) as at 31 December 2019 was RUB 829.2 bln, representing a 12.0% increase from RUB 740.1 bln as at 31 December 2018. The increase was mainly driven by loans issued to large, high-quality corporate customers. The share of corporate loans in the total loan portfolio remained the same as in 2018, i.e. 86.8%. The corporate portfolio stood at RUB 719.4 bln as of 31 December 2019.

The retail loan portfolio increased by 13.7% y-o-y to RUB 109.8 bln as unsecured consumer lending rose by 14.1% to RUB 82.4 bln and mortgage lending by 14.6% to RUB 23.7 bln. Thus, the share of retail loans in the total loan portfolio increased to 13.2% as at end-2019.

Being an active player in the international finance market, the bank has liabilities nominated in foreign currencies. For a more balanced currency structure of its assets and liabilities, the bank now only gives foreign currency loans to customers with a foreign currency component in their business. As at 31 December 2019, 71% of the bank’s loan portfolio was nominated in roubles, 23% in US dollars and the remaining 6% in other currencies.

As at end-2019, the total portfolio had a large, 41% portion of loans with maturities of up to 1 year. Long-term loans (with maturities exceeding 5 years) accounted for 13%.

Loan Portfolio by Currency
Кредитный портфель по валютам
Total Loan Portfolio by Maturities
Совокупный кредитный портфель по срокам

Loan Portfolio Quality

Loan portfolio quality has been maintained at a high level. After overdue debt (NPL90+) increased in the first half of 2019 due to the deteriorated financial condition of a large corporate borrower, the second half-year saw no adverse changes in the loan portfolio, with NPL90+ declining by 0.3 pp compared to 1H2019 and reaching 3.6%. Write-offs accounted for a marginal 0.6% share of the gross portfolio in 2019 (2.1% in 2018).

NPL 90+ and Cost of Risk
NPL 90+ and Cost of Risk

Credit loss allowance stood at RUB 40.5 bln as at end-2019 as compared to RUB 31.1 bln as at end-2018, having increased by 0.7 pp to 4.9% as a percentage of the gross loan portfolio. Credit loss allowance increased by 30%, or RUB 9.5 bln, mainly because the financial condition of a large corporate borrower from the oil and gas sector deteriorated in the first quarter of 2019. The NPL90+ coverage ratio was 137% as at end-2019. The preservation of the loan portfolio quality was also evidenced by the cost-of-risk ratio that was as low as 1.0% as at 31 December 2019.

Coverage of Loan Portfolio by Credit Loss Allowance
Coverage of Loan Portfolio by Credit Loss Allowance

The corporate loan portfolio provisioning rate increased by 0.7 pp to 4.7%, with the LLP/NPL coverage ratio falling to 132%. The corporate loan book quality has been maintained at a high level, with the cost of risk declining by 0.3 pp y-o-y to 0.6% and annual charges for credit loss allowance by RUB 2.5 bln to RUB 3.8 bln as at end-2019. The ratio of NPL90+ to gross corporate portfolio was 3.6% as at end-2019.

Corporate Loan Book
Corporate Loan Book

NPL90+ in the gross retail portfolio, which expanded by 13.7% y-o-y, dropped to 3.6% as at end-2019 from 4.3% as at end-2018. As the retail loan portfolio is not aggressively expanded and most new loans are originated to employees of the bank’s corporate customers and to its existing clients, the portfolio’s quality remains at an acceptable level.

The NPL coverage ratio for the retail portfolio increased to 164.9% as of 31 December 2019 compared to 131.8% as at end-2018 partly because retail NPLs fell by RUB 0.2 bln to RUB 4.0 bln. The provisioning rate for the retail portfolio rose by 0.3 pp to 6.0%.

The cost of risk of the retail loan portfolio increased in 2018 by 2.5 pp to 3.9% due to higher risk appetite and growth rates in unsecured consumer lending.

Cost of Risk of Corporate Book
Cost of Risk of Corporate Book
Retail Loan Book
Retail Loan Book

Cash and Cash Equivalents

Cash and cash equivalents represent items that are readily convertible into cash and are subject to an insignificant risk of changes in value.

The decrease in cash and cash equivalents resulted from the decreases in due from credit and other financial institutions with maturities below 1 month, which mostly represent reverse repo transactions secured upon securities of top-tier issuers and putting minimal pressure on capital.

As at 31 December 2019, MKB had cash and cash equivalents of RUB 953.6 bln as compared to RUB 1,162.8 bln as at 31 December 2018, representing a decrease of 18%. Due from banks and other financial institutions with maturities below one month dropped by 22% to RUB 841.3 bln. Such changes were mostly driven by the bank’s efforts to lengthen the maturities of reverse repo transactions to meet the needs of certain customers.

Due from Credit and Other Financial Institutions

Accounts and deposits with banks expanded from RUB 13.2 bln as at end-2018 to RUB 348.8 bln as at end-2019.

The increase in deposits in credit and other financial institutions was attributable to an increase in the volume of reverse repo transactions with maturities exceeding 1 month, from RUB 7.8 bln to RUB 344.0 bln as at end-2019 in line with counterparties’ needs. Importantly, more than 90% of securities pledged under reverse repo agreements were rated BBB- or higher as at 31 December 2019.

Securities Portfolio

MKB’s securities portfolio comprised 12.2% and 10.7% of its total assets as at 31 December 2019 and 2018, respectively. MKB classifies its securities portfolio into trading financial assets and investment financial assets. Its securities portfolio consists primarily of Russian government and municipal securities, corporate bonds and Eurobonds of top-tier Russian companies with solid credit ratings. As at end-2019, 50% of the securities portfolio was attributable to CBR, Russian government and municipal bonds and 42% to corporate bonds, with 72% of the debt securities portfolio being on the Bank of Russia’s Lombard List.

As at 31 December 2019, MKB’s securities portfolio totalled
RUB 296.7 bln
compared to RUB 230.1 bln as at 31 December 2018.

The increase in its securities portfolio is primarily attributable to an increase in the volume of the Bank of Russia’s bonds, aimed at enhancing MKB’s liquidity ratios and generating stable low-risk income.

Структура активов

В 2019 году совокупные активы банка увеличились на 13,0%, или 277,6 млрд руб., и достигли 2 423,5 млрд руб.

Увеличение активов произошло преимущественно за счет роста кредитного портфеля (после вычета резервов) на 11,2% до 788,7 млрд руб. Увеличение также отражает развитие бизнеса обратного РЕПО и наращивание портфеля ценных бумаг за счет корпоративных облигаций высокого качества и российских государственных ценных бумаг.

Кредиты, выданные клиентам, по-прежнему остаются одной из крупнейших категорий активов, на их долю приходится 32,5% баланса банка. Ликвидные активы, которые включают в себя денежные и приравненные к ним средства, депозиты в банках и портфель ценных бумаг, увеличились за 2019 год на 193,0 млрд руб., или 13,7%, и составили 1 599,2 млрд руб., или 66% совокупных активов.

Динамика совокупных активов, млрд руб.
Динамика совокупных активов, млрд руб.

Кредитный портфель

Совокупный кредитный портфель (до вычета резервов) по состоянию на 31 декабря 2019 года составил 829,2 млрд руб., что свидетельствует об увеличении портфеля на 12,0% в течение года (с 740,1 млрд руб. по итогам 2018 года). Рост портфеля произошел преимущественно за счет кредитов, выданных крупным высококачественным корпоративным клиентам. Доля корпоративного бизнеса в совокупном кредитном портфеле осталась на уровне 2018 года и составила 86,8%. Объем корпоративного портфеля составил 719,4 млрд руб. по состоянию на 31 декабря 2019 года.

Розничный кредитный портфель увеличился за год на 13,7% и составил 109,8 млрд руб. благодаря росту необеспеченного потребительского кредитования на 14,1% до 82,4 млрд руб. и ипотечного кредитования на 14,6% до 23,7 млрд руб. Таким образом, доля розничных клиентов в совокупном кредитном портфеле банка увеличилась до 13,2% на конец 2019 года.

Банк является активным игроком на рынке международного финансирования, в связи с чем в структуре его пассивов представлены обязательства, номинированные в иностранных валютах. Для лучшего баланса валютной структуры своих активов и обязательств в настоящее время банк предоставляет кредиты в иностранной валюте только клиентам, в деятельности которых присутствует валютная составляющая. По состоянию на 31 декабря 2019 года 71% кредитов, выданных клиентам банка, были выражены в рублях, 23% – в долларах США, а оставшиеся 6% – в других валютах.

По состоянию на конец 2019 года в совокупном портфеле существенный объем приходится на кредиты сроком до 1 года, на них приходится 41%. Долгосрочные кредиты (сроком более 5 лет) составляют 13% совокупного кредитного портфеля.

Кредитный портфель по валютам
Кредитный портфель по валютам
Совокупный кредитный портфель по срокам
Совокупный кредитный портфель по срокам

Качество кредитного портфеля

Качество кредитного портфеля поддерживается на высоком уровне. После роста просроченной задолженности (NPL90+) в первом полугодии 2019 года, в связи с ухудшением финансового состояния крупного корпоративного заемщика, во второй половине 2019 года негативной динамики в кредитном портфеле отмечено не было, NPL90+ сократился на 0,3 п.п. по сравнению с первым полугодием 2019 года и составил 3,6%. На списания приходилась несущественная доля совокупного портфеля, которая по итогам 2019 года составила 0,6% (2,1% в 2018 году).

Просроченная задолженность (90+) и стоимость риска
Просроченная задолженность (90+) и стоимость риска

Объем резервов на возможные потери по ссудам составил 40,5 млрд руб. по итогам 2019 года (по сравнению с 31,1 млрд руб. по состоянию на конец 2018 года), при этом уровень резервов в совокупном кредитном портфеле увеличился на 0,7 п.п., до 4,9%. Увеличение резервов на возможные потери по ссудам на 30%, или 9,5 млрд руб., преимущественно обусловлено ухудшением финансового состояния крупного корпоративного заемщика из нефтегазового сектора в первом квартале 2019 года. Коэффициент покрытия резервами неработающих кредитов (NPL90+) составил 137% по итогам 2019 года. О сохранении качества кредитного портфеля также свидетельствует низкий коэффициент стоимости риска, который составил 1,0% по состоянию на 31 декабря 2019 года.

Покрытие кредитного портфеля резервами
Покрытие кредитного портфеля резервами

Коэффициент резервирования корпоративного портфеля увеличился на 0,7 п.п., до 4,7%, покрытие резервами неработающих кредитов (NPL 90+) сократилось до 132%. Качество корпоративного кредитного портфеля поддерживается на высоком уровне, о чем свидетельствует сокращение стоимости риска на 0,3 п.п. за год, до 0,6%, а также уменьшение созданных за год резервов на 2,5 млрд руб., до 3,8 млрд руб. на конец 2019 года. Доля NPL90+ в совокупном корпоративном портфеле составила 3,6% по итогам 2019 года.

Корпоративные кредиты
Корпоративные кредиты

В 2019 году доля NPL90+ в совокупном розничном портфеле продемонстрировала сокращение до 3,6% (с 4,3% на конец 2018 года) при увеличении розничного кредитного портфеля до вычета резервов на 13,7% за год. Отсутствие агрессивного наращивания розничного кредитного портфеля, а также тот факт, что большая часть новых выдач приходится на сотрудников компаний, являющихся клиентами банка, и существующих клиентов позволяют сохранять качество розничного портфеля на приемлемом уровне.

Покрытие резервами неработающих кредитов (NPL 90+) в розничном портфеле увеличилось до 164,9% по состоянию на 31 декабря 2019 года по сравнению с 131,8% по итогам 2018 года, в том числе связи с уменьшением розничных кредитов с просрочкой 90+ дней на 0,2 млрд руб., до 4,0 млрд руб. Коэффициент резервирования совокупного розничного портфеля увеличился на 0,3 п.п. и составил 6,0%.

Стоимость риска розничного кредитного портфеля увеличилась в 2019 году на 2,5 п.п., до 3,9% на фоне ускорившихся темпов роста необеспеченного потребительского кредитования и, соответственно, увеличившегося аппетита к риску в данном сегменте.

Стоимость риска корпоративного портфеля
Стоимость риска корпоративного портфеля
Розничные кредиты
Розничные кредиты

Денежные и приравненные к ним средства

Денежные и приравненные к ним средства представляют собой инструменты, которые можно быстро перевести в наличные средства и которые подвержены незначительному риску изменения стоимости.

Сокращение по статье «денежные и приравненные к ним средства» связано с уменьшением средств в кредитных организациях со сроком погашения до 1 месяца, которые преимущественно представлены сделками обратного РЕПО под залог ценных бумаг высококлассных эмитентов, при этом давление на капитал по сделкам подобного рода минимально.

По состоянию на 31 декабря 2019 года денежные и приравненные к ним средства банка составили 953,6 млрд руб. по сравнению с 1 162,8 млрд руб. по состоянию на 31 декабря 2018 года, сократившись на 18%.

При этом средства в банках и других финансовых институтах со сроком погашения менее одного месяца сократились на 22% до 841,3 млрд руб. Подобная динамика объясняется главным образом увеличением сроков сделок обратного РЕПО в связи с потребностями некоторых клиентов банка.

Депозиты в банках и других финансовых институтах

Депозиты в банках увеличились за отчетный период с 13,2 млрд руб. на конец 2018 года до 348,8 млрд руб. на конец 2019 года.

Рост средств в банках и других финансовых институтах связан с увеличением объема сделок обратного РЕПО срочностью выше 1 месяца с 7,8 млрд руб. до 344,0 млрд руб. на конец 2019 года в соответствии с потребностями контрагентов. При этом важно отметить, что доля ценных бумаг с рейтингом BBB- и выше, находящихся в залоге по договорам обратного РЕПО по состоянию на 31.12.2019, составляла более 90%.

Портфель ценных бумаг

На портфель ценных бумаг приходилось 12,2% и 10,7% общих активов банка по состоянию на 31 декабря 2019 и 2018 года соответственно. МКБ выделяет в своем портфеле ценных бумаг финансовые активы, предназначенные для торговли, и инвестиционные финансовые активы. Портфель ценных бумаг банка состоит в основном из российских государственных и муниципальных ценных бумаг, корпоративных облигаций и еврооблигаций ведущих российских компаний с высокими кредитными рейтингами. На конец 2019 года 50% портфеля ценных бумаг представлено облигациями ЦБ РФ, Правительства РФ и муниципальными облигациями, 42% - корпоративными облигациями. При этом 72% портфеля долговых ценных бумаг включены в Ломбардный список Банка России.

По состоянию на 31 декабря 2019 года портфель ценных бумаг МКБ в совокупности составлял
296,7 млрд руб.
по сравнению с 230,1 млрд руб. по состоянию на 31 декабря 2018 года.

Рост портфеля ценных бумаг МКБ главным образом обусловлен ростом объема облигаций Банка России с целью усиления нормативов ликвидности МКБ и генерации стабильного дохода с низким риском.