Liability Structure

Funding

The bank’s liabilities consist primarily of current accounts and deposits from corporate and retail customers. Other sources of funding include domestic bonds and Eurobonds, borrowings in the Russian interbank market, borrowings from international financial institutions and syndicated loans. The bank also has access to Bank of Russia financing on a secured and unsecured basis.

MKB’s funding strategy pursues diversification in order to achieve an optimal balance between its equity, domestic and international borrowings to cover the growing needs of its business, both in terms of currency and maturity.

This increase was driven by retail deposits, accounts and deposits of credit institutions, and debt securities issued.

Liability Structure, RUB bln
Liability Structure

Funding Base

Current Accounts and Deposits by Customers

Accounts and deposits by customers represented 60.5% of total liabilities or RUB 1,339.5 bln in 2019, having grown by 5.3% y-o-y. The deposit base expanded due to a strong 29.6% inflow of retail deposits that reached RUB 486.2 bln or 36.3% of total deposits. Corporate deposits decreased by 4.9% y-o-y to RUB 853.4 bln due to the State Pension Fund’s withdrawal in the first quarter of 2019 after the eligible bank ratings were revised upwards. However, the three subsequent quarters saw a strong 17% inflow of corporate deposits. Customer deposits are a strong source of liquidity for the bank which grows steadily as the bank expands its customer base in the process of solidifying its positions in the Russian banking sector.

Deposit Portfolio Breakdown by Currencies
Deposit Portfolio Breakdown by Currencies

Term deposits decreased slightly to RUB 1,137 bln, representing 85% of the total deposit base. They account for 83% of all corporate deposits or RUB 711 bln and 88% of all retail deposits or RUB 425.7 bln.

Due to Credit Institutions

Due to credit institutions include payables under repurchase agreements, term deposits, current accounts and syndicated loans. Due to credit institutions represented 30.6% and 28.3% of total liabilities as at 31 December 2019 and 2018, respectively.

The increase in 2019 was attributable to a 29% increase in payables under repurchase agreements to RUB 629.9 bln and a 23% increase in syndicated loans to RUB 26.8 bln, driven mainly by the need to raise additional resources to finance reverse repos and loan portfolio expansion.

Debt Instruments

MKB issues debt securities in the domestic and international markets to fund its business growth. Debt securities issued represented 7.6% and 5.4% of MKB’s total liabilities as at 31 December 2019 and 2018, respectively. The total amount of debt instruments rose by 60.1% y-o-y to RUB 168.5 bln, primarily due to two FX-nominated Eurobond issues placed in February and March 2019.

2019 2018
RUB bln % of total RUB bln % of total
Bonds 136.0 80.7% 61.1 58.0%
Subordinated bonds 32.5 19.3% 44.2 42.0%
Total debt securities issued 168.5 100.0% 105.3 100.0%

In February 2019, MKB issued its debut euro-nominated 5-year EUR 500 mln 5.15% senior Eurobond. Furthermore, MKB issued a 5-year USD 500 mln 7.121% senior Eurobond in March 2019. That transaction was the first public borrowing in US dollars by a Russian bank last year, and helped diversify the bank’s investor base by attracting new investors from Continental Europe and Southeast Asia.

Breakdown of Deposits by Credit Institutions
Breakdown of Deposits by Credit Institutions

Структура обязательств

Финансирование

Пассивная база банка основана главным образом на текущих счетах и депозитах корпоративных и розничных клиентов. Прочие источники финансирования включают в себя выпуски домашних облигаций и еврооблигаций, средства, привлеченные на российском межбанковском рынке, средства, привлеченные от иностранных финансовых институтов, а также синдицированные кредиты. Банк также имеет доступ к финансированию со стороны Банка России с предоставлением обеспечения и без него.

Стратегия фондирования состоит в диверсификации с целью достижения оптимального баланса между собственным капиталом, локальными и международными заимствованиями для покрытия растущих потребностей бизнеса банка с точки зрения, как валюты, так и сроков погашения.

Рост связан с увеличением средств розничных клиентов, счетов и депозитов кредитных организаций, а также ростом объема выпущенных долговых ценных бумаг.

Структура фондирования (млрд руб.)
Структура фондирования (млрд руб.)

Ресурсная база

Текущие счета и депозиты клиентов

В 2019 году счета и депозиты клиентов, на которые приходится 60,5% совокупных обязательств, или 1 339,5 млрд руб., показали прирост на 5,3% по отношению к предыдущему году. Рост депозитной базы произошел за счет активного притока средств розничных клиентов, которые по итогам отчетного периода выросли на 29,6%, достигнув 486,2 млрд рублей, или 36,3% совокупных депозитов. Средства корпоративных клиентов сократились на 4,9% в течение 2019 года до 853,4 млрд руб. в силу оттока средств ПФР в первом квартале 2019 года на фоне ужесточения регуляторных требований к рейтингам банков. В то же время, в течение трех последующих кварталов наблюдался активный приток денежных ресурсов юридических лиц в МКБ, который составил 17%. Средства клиентов являются надежным источником ликвидности для банка, демонстрируя стабильный рост вслед за расширением клиентской базы на фоне укрепления позиций банка в российском банковском секторе.

Структура депозитного портфеля по валютам
Структура депозитного портфеля по валютам

Объем срочных депозитов незначительно сократился — до 1 137 млрд руб., что составляет 85% совокупной депозитной базы. На долю срочных депозитов корпоративных клиентов приходится 83% корпоративных депозитов, или 711 млрд руб.; доля срочных розничных депозитов составляет 88% депозитов физических лиц, или 425,7 млрд руб.

Счета и депозиты банков и других финансовых институтов

Счета и депозиты банков и других финансовых институтов включают в себя обязательства по сделкам РЕПО, срочные депозиты, текущие счета и синдицированные кредиты. Счета и депозиты банков составили 30,6% и 28,3% от совокупных обязательств по состоянию на 31 декабря 2019 и 2018 года соответственно.

Рост в 2019 году был обусловлен увеличением объема обязательств по сделкам РЕПО на 29%, до 629,9 млрд руб., и увеличением объема синдицированных займов на 23%, до 26,8 млрд руб., преимущественно в связи с необходимостью привлечения дополнительных ресурсов для финансирования сделок обратного РЕПО и роста кредитного портфеля.

Долговые инструменты

Банк выпускает долговые ценные бумаги на внутреннем и международном рынках для финансирования роста бизнеса. Выпущенные долговые ценные бумаги составили 7,6% и 5,4% от совокупных обязательств банка по состоянию на 31 декабря 2019 и 2018 года соответственно. Совокупный объем долговых инструментов увеличился за год на 60,1% – до 168,5 млрд руб., что связано, в первую очередь, с размещением двух выпусков еврооблигаций в иностранной валюте в феврале и марте 2019 года.

2019 2018
млрд руб. доля, % млрд руб. доля, %
Облигации 136,0 80,7% 61,1 58,0%
Субординированные облигации 32,5 19,3% 44,2 42,0%
Всего выпущенных долговых ценных бумаг 168,5 100,0% 105,3 100,0%

В феврале 2019 года банк разместил дебютный выпуск старших еврооблигаций, номинированных в евро, общим объемом 500 млн евро со ставкой купона 5,15% годовых и сроком обращения 5 лет. Кроме того, в марте 2019 года был осуществлен выпуск старших еврооблигаций общим объемом 500 млн долларов США со ставкой купона 7,121% годовых и сроком обращения 5 лет. Сделка открыла рынок публичных заимствований из российского банковского сектора в долларах США, а также позволила диверсифицировать инвесторскую базу банка за счет новых инвесторов из Континентальной Европы и Юго-восточной Азии.

Структура счетов и депозитов банков и других финансовых институтов
Структура счетов и депозитов банков и других финансовых институтов