Corporate Lending

Corporate lending, which accounts for the largest portion of the bank’s loan portfolio, is of significant importance in its business structure.

The bank offers its customers a wide range of services such as secured/unsecured loans, overdrafts, current account facilities, loans backed by collectable sale proceeds, loans for financing investment/operational activities and so on. The bank targets large companies who are leaders in their sectors, whose credit quality is confirmed by leading rating agencies, and whose operating and financial indicators are strong enough to forecast no difficulties in servicing and repaying debt obligations.

Having been developing its corporate business for many years, the bank has succeeded in building close relationships with its customer base consisting, as at end-2019, of more than 15,000 active customers. The bank is adapting to new economic conditions without compromising its traditionally low level of non-performing loans (NPL 90+). The gross corporate loan portfolio expanded in 2019 by 12% to RUB 719 bln, mainly due to loans issued to large high-quality corporate customers.

Gross corporate loan portfolio, RUB bln
Gross corporate loan portfolio, RUB bln
Corporate loans breakdown by industry
Corporate loans breakdown by industry

The sectoral structure of the corporate portfolio is fully in line with the bank’s strategy, according to which MKB pays special attention to high-quality large corporate customers. Focusing on large borrowers from less risky industries, MKB is able to maintain a high portfolio quality. As at end-2019, oil production and refining, accounting for 34% and 14%, respectively, dominate the corporate loan portfolio. Historically, the companies in this sector are the most stable, develop actively and are supported by the government. Large borrowers also included companies in the construction, property rental and automotive sectors, accounting for 9%, 9% and 8%, respectively.

The bank also lends to such key sectors as equipment leasing, industrial chemistry, finance, food products etc.

As an authorised bank, MKB offers the full range of services under Federal Law 214-FZ. Particular growth is observed in project finance for developers using private escrow accounts.

The bank participates in implementation of the Government’s SME Support Programme and cooperates with Moscow’s Fund of Small Business Credit Assistance by providing a variety of banking products, including guarantees and surety bonds.Such growth potential is seen in fee and commission income, which, unlike interest income, is low-risk and can be increased without additional funding, and, therefore, without affecting the net interest margin.

Despite the high competition, the bank’s adjusted interest rate policy coupled with the launch of many new products helped increase corporate business income by 6% compared to 2018. At the same time, the net financial result of corporate business dropped from RUB 16.9 bln in 2018 to RUB 7.9 bln in 2019, mostly because large corporate deposits were repriced in the first half of 2019.

Using its vast experience in corporate lending, the bank plans to pursue further its balanced approach to analysis of corporate lending risks, further diversify its corporate loan portfolio and focus on lending in the segments that are most resilient to changes in the macroeconomic situation.

Корпоративное кредитование

Кредитование корпоративных клиентов, на которое приходится большая часть кредитного портфеля банка, продолжает занимать ведущее место в структуре бизнеса.

Банк предлагает своим клиентам широкий спектр услуг — ​кредитование под залог обеспечения / без обеспечения, кредит в форме овердрафта, контокоррента, кредит под инкассируемую выручку, кредит на финансирование инвестиционной/операционной деятельности и пр. Целевыми корпоративными клиентами банка являются крупные компании, лидеры в своих отраслях, кредитное качество которых подтверждено ведущими рейтинговыми агентствами, а операционные и финансовые показатели позволяют прогнозировать отсутствие затруднений в обслуживании и погашении долговых обязательств.

За многие годы развития корпоративного направления банк сумел выстроить прочные взаимоотношения с клиентской базой, представленной на конец 2019 года более чем 15 тыс. активными клиентами. Банк адаптируется к новым экономическим условиям, поддерживая традиционно низкую долю неработающих кредитов (NPL 90+). Совокупный корпоративный портфель (до вычета резервов) увеличился в 2019 году на 12% – ​до 719 млрд руб., преимущественно за счет кредитов, выданных крупным высококачественным корпоративным клиентам.

Корпоративный кредитный портфель до вычета резервов (млрд руб)
Корпоративный кредитный портфель до вычета резервов (млрд руб)
Разбивка корпоративного кредитного портфеля по отраслям (2019)
Разбивка корпоративного кредитного портфеля по отраслям (2019)

Отраслевая структура корпоративного портфеля полностью соответствует стратегии банка, согласно которой особое внимание МКБ уделяет высококачественным крупным корпоративным клиентам. Сосредоточение на крупных заемщиках из менее рискованных сегментов позволяет МКБ поддерживать высокий уровень качества портфеля. По итогам 2019 года в корпоративном кредитном портфеле доминируют добыча нефти и нефтепереработка, на которые приходится 34% и 14% соответственно. Компании данного сектора исторически наиболее устойчивы, активно развиваются и поддерживаются государством. Крупными заемщиками также стали компании из строительного сектора, а также сектора аренды недвижимости и автомобильного сектора, на которые приходилось 9%, 9% и 8% соответственно.

Кредитная деятельность банка также охватывает такие ключевые отрасли, как лизинг оборудования, промышленная химия, финансы, продукты питания и т.д.

Как уполномоченный банк, МКБ предлагает полную линейку услуг в рамках 214-ФЗ. И особое развитие получило проектное финансирование застройщиков с применением эскроу-счетов физических лиц.

Банк участвует в реализации Государственной Программы по поддержке малого и среднего бизнеса и сотрудничает с Фондом содействия кредитованию малого бизнеса города Москвы. В рамках Программы банк предоставляет различные банковские продукты, в том числе гарантии и поручительства. Основным источником роста могут стать комиссионные доходы, которые, в отличие от процентного дохода, низкорисковые и увеличение которых не финансируется пассивной базой банка, а, следовательно, не оказывает давления на чистую процентную маржу.

Несмотря на высокую конкуренцию на рынке, коррекция процентной политики банка в совокупности с запуском целого ряда новых продуктов позволили увеличить объем доходов корпоративного бизнеса на 6% в сравнении с результатами 2018 года. Одновременно с этим произошло снижение чистого финансового результата корпоративного бизнеса с 16,9 млрд руб. по результатам за 2018 год до 7,9 млрд руб. по итогам 2019 года, что в первую очередь было связано с пересмотром ставки по крупным корпоративным депозитам в первом полугодии 2019 года.

Используя наработанный опыт в сфере корпоративного кредитования, банк и в дальнейшем планирует продолжить взвешенно подходить к анализу рисков при кредитовании корпоративного сегмента, улучшать диверсификацию корпоративного кредитного портфеля, а также сосредоточиться на предоставлении кредитов компаниям из сегментов, наиболее устойчивых к изменениям в макроэкономической ситуации.