Lending

In 2019, the bank adjusted its retail business development strategy, leading to the 14% growth of the retail loan portfolio to RUB 109.8 bln.

In order to mitigate its risks, the bank works with a reliable customer base: its target segments are its existing customers, payroll customers, employees of its corporate customers, employees of the public sector and customers with a stable, positive credit history.

For efficient risk management, the bank uses the Risk-Based Pricing methodology, which allows segmenting customers by various criteria in order to make the most effective price offer.

The bank offers its customers innovative technologies for remote submission of loan applications, thus reducing operating costs.

Retail loan portfolio structure
Retail loan portfolio structure

General-Purpose Loans

General-purpose unsecured loans are and, pursuant to the current strategy, are expected to remain, the main driver for the bank’s retail business in the future.

The bank offers its clients the chance to finance various purchases and other activities, with maturities ranging from 6 months to 15 years.

The bank also offers insurance contracts processing services in respect of its consumer loans, partnering with insurance market leaders.

Mortgage Lending

Mortgage lending is a priority area of the retail business.

The bank offers residential and commercial mortgages. Mortgage loans may be used to buy apartments both in primary and secondary housing markets.

As at end-2019, the bank’s gross mortgage portfolio amounted to RUB 23.7 bln, or 22% of the total retail portfolio. Loans are mainly issued for purchases in the primary housing market. A part of the retail portfolio (including RUB 2.9 bln of mortgage loans) was reassigned to the private banking business.

Card Products

In 2019, the bank started creating a new card image and completely updated its product range of debit and credit cards, which is based on a segmented approach to the customer base and fully meets market demands. The multicurrency support for cards was key update. The bank also revised its approach to sales of card products and analytics of their metrics, launched a new incentive system, and developed a portfolio management model.

In 2019, the bank focused on increasing the flow of regular payments to its cards. It developed and implemented new payroll cards and optimised the procedures for managing payroll customers.

To achieve maximum reach of the target audience, the bank made an arrangement with the Pension Fund concerning the remote work stations of customer services and entered into agreements with the Pension Fund’s divisions in all regions of the bank’s presence. MKB began active cooperation with the Union of Russian Pensioners in improving the financial literacy of old people and providing them the best banking services. A function to transfer pensions to the bank online (through the Public Services (Gosuslugi) Portal) was implemented.

The bank also started expanding its channels for selling card products by implementing an agent scheme for BP cards at filling stations.

In 2019, the bank updated its loyalty programme for the new card range, expanded the list of programme levels and provided customers with greater opportunities for obtaining loyalty tools.

The bank’s portfolio of activeUsed at least once by the client in the last month to complete a financial transaction (which changes the payment limit). cards expanded from 253,000 cards in January 2019 to 361,000 cards in December 2019; active cards accounted for a 42% share.

Portfolio segment-oriented promotions for the bank’s customers, and motivational contests jointly with international payment systems, aimed primarily at making the customer base more active, helped, among other things, increase average monthly card balancesLess balances of virtual cards (a service product accompanying loans and deposits) and loan disbursements. and total merchant turnover by 42% and 30%, respectively.

Average annual deposit balance
(RUB mln)
Среднегодовой остаток собственных средств (млрд руб.)
Merchant turnover
(RUB mln)
Merchant turnover

Кредитование

В 2019 году банк скорректировал стратегию развития розничного бизнеса, что отразилось на росте розничного кредитного портфеля, который увеличился на 14% – ​до 109,8 млрд руб. в течение года.

В целях минимизации рисков банк работает с надежной клиентской базой: основной целевой аудиторией банка являются существующие клиенты, зарплатные клиенты и сотрудники корпоративных организаций, сотрудники бюджетной сферы, а также клиенты, обладающие стабильной положительной кредитной историей.

Для эффективного управления риском банк использует методику Risk-Based Pricing, позволяющую сегментировать клиентов по различным критериям с целью формирования наиболее эффективного ценового предложения.

При кредитовании клиентов банк использует инновационные технологии дистанционной подачи кредитной заявки для клиентов банка. Использование указанных технологий позволило снизить операционные издержки за счёт увеличения доли дистанционного обслуживания розничных клиентов.

Структура розничного кредитного портфеля
Структура розничного кредитного портфеля

Нецелевое потребительское кредитование

Нецелевые потребительские кредиты представляют собой необеспеченные кредиты для розничных клиентов на различные цели.

Они являются и, в соответствии с текущей стратегией, останутся главным драйвером розничного бизнеса банка в будущем. Банк предлагает потребительские кредиты для финансирования различных покупок и других видов деятельности со сроками от 6 месяцев до 15 лет.

Банк также предлагает услуги по оформлению договоров страхования в отношении потребительских кредитов, имея партнерские отношения с лидерами рынка страхового бизнеса.

Ипотечное кредитование

Ипотечное кредитование является одним из приоритетных направлений розничного бизнеса.

Банк предоставляет кредиты на покупку жилой и коммерческой недвижимости, ипотечный кредит можно получить на покупку квартиры как в новостройке, так и на вторичном рынке жилья.

По итогам 2019 года ипотечный портфель банка составил 23,7 млрд руб. (до вычета резерва), при этом на долю ипотечных кредитов приходится 22% совокупного розничного портфеля. Основная доля выдач приходится на кредиты на приобретение жилья на первичном рынке недвижимости. Из розничного портфеля был выделен бизнес по персональному банковскому обслуживанию, портфель ипотеки по которому составил 2,9 млрд руб.

Карточные продукты

В 2019 году банк начал двигаться в направлении формирования нового карточного имиджа и полностью обновил линейку дебетовых и кредитных карточных продуктов, основанную на сегментном подходе к клиентской базе и полностью отвечающую потребностям рынка.

Одним из существенных обновлений стал сервис мультивалютности по картам. Также был пересмотрен подход к продажам и аналитике метрик карточных продуктов, запущена новая система мотивации и создана портфельная модель управления.

В 2019 году банк уделил особое внимание увеличению потоков целевых зачислений средств на карты клиентов. Была разработана и внедрена линейка новых зарплатных карт и оптимизированы процессы работы с зарплатными клиентами.

Достигнуты договорённости с Пенсионным фондом о размещении удаленных рабочих мест в клиентских службах для максимального охвата целевой аудитории, заключены договора с управлениями ПФР во всех регионах присутствия банка. МКБ начал активно взаимодействовать с Союзом пенсионеров России в вопросах увеличения финансовой грамотности пожилого населения и предоставления наилучших банковских сервисов. Был внедрен функционал перевода пенсии в банк в режиме онлайн (через сервис «Госуслуги»).

Банк также начал расширять каналы продаж карточных продуктов, реализовав агентскую схему по картам BP на АЗС.

В 2019 году банк обновил программу лояльности под новую карточную линейку, расширил перечень уровней программы, предоставил клиентам более широкие возможности получения инструментов лояльности.

Портфель активных картАктивная карта – ​карта с хотя бы одной инициированной клиентом карточной финансовой (изменяющей величину платёжного лимита) операцией, совершённой в течение последнего месяца. банка показал прирост с 253 тыс. шт. с января 2019 года до 361 тыс. шт. на конец 2019 года, при этом доля активных карт составила 42%.

Проведение сегментированных портфельных акций для клиентов банка, а также мотивационных конкурсов совместно с международными платежными системами, направленных прежде всего на повышение активности клиентской базы, позволило, в том числе, увеличить среднемесячные остаткиОстатки собственных средств не включают остатки на виртуальных картах (сервисный продукт кредитов и депозитов), а также сумму средств, зачисленных на счета клиентов при выдаче кредита. по банковским картам и суммарный торговый оборот на 42% и 30% соответственно.

Среднегодовой остаток собственных средств (млрд руб.)
Среднегодовой остаток собственных средств (млрд руб.)
Сумма торгового оборота
(млрд руб.)
Сумма торгового оборота (млрд руб.)