Address of the Chairman of the Management Board

Vladimir A. Chubar

Vladimir A. Chubar
Chairman of the Management Board

Dear shareholders, investors, partners and customers,

2019 was quite a successful year for the Russian banking sector. After 3-4 years of high volatility, the financial market situation has stabilised. This was partly due to a series of actions taken by the Bank of Russia, such as consistent key rate cuts and the limitation of borrowers’ debt load, which also encouraged responsible consumer lending. In addition, a positive trend continued in retail and corporate deposit-taking – despite declining rates, the deposit portfolios did nothing but grow. All these factors ensured strong performance of the Russian banking system, with annual earnings reaching a record-high RUB 2 tln.

Last year was also successful for Credit Bank of Moscow, which consolidated its market positions as a top-ten Russian bank. We closed the year as the largest privately-owned public bank by assets. The bank’s assets grew by 13% in 2019 to reach RUB 2.4 tln. Total gross loan portfolio increased by 12% y-o-y to RUB 829.2 bln, and core capital rose by 17% y-o-y, reaching RUB 170.2 bln. The bank demonstrates high operational efficiency and good corporate governance, as recognised by a World Finance Corporate Governance Award.

The bank now services more than 25,000 corporates and almost 1.8 mln individuals. Customer deposits, representing 60.5% of total liabilities, demonstrated stable growth in 2019, having increased by 5.3% to RUB 1.34 tln mainly due to a strong 29.6% inflow of retail deposits that reached RUB 486.2 bln or 36.3% of total deposits. These figures are a testament to the efficient way we have built long-term trust-based relationships with customers and consistent improvement of the product range, financial technologies, remote banking facilities, and overall customer service.

Our investment and private banking team achieved a significant breakthrough in 2019. In just one year, MKB rose from a debt capital market debutant to a top-5 arranger of public bond placements. We closed 80 deals totalling RUB 900 bln in 2019. The bank made a significant step in developing its investment business in international markets, too: Belarus, Kazakhstan, Uzbekistan and Kyrgyzstan. Continuous development is shown by mkb private banking – a new business line of the Bank targeting high net worth individuals: the volume of structured finance with family offices rose to USD 600 mln. These achievements did not go unnoticed by the market: MKB received 3 awards from Cbonds last year, including the “Best Arranger for the Non-Financial Sector“, and the “Start of the Year” for mkb private banking from Spear’s Magazine.

In 2019, MKB continued developing its business in Asia. We see Asia as a key strategic region for business expansion, and China as a strategic partner for the entire Russian economy. Being a systemically important bank, MKB seeks to strengthen business relationships and ties between Russian and Chinese financial institutions, share information and develop joint business initiatives. In late 2019, MKB was the first privately-owned Russian bank to raise a syndicated loan, a facility of up to CNY 2 bln, from Chinese financial institutions. The proceeds are earmarked for financing trade between Russia and China. It is a priority for MKB to participate in programmes promoting Sino-Russian relations and cooperation and, in particular, support projects related to the Belt and Road Initiative.

MKB is rated quite high by Russian and international agencies: in 2019, Fitch Ratings upgraded its rating to BB reflecting an improved evaluation of its risk profile, while Expert RA highlighted the improved quality of its assets and upgraded its rating to ruА. Other agencies also affirmed MKB’s ratings: А by ACRA, BB- by S&P, and Ba3 by Moody’s. In 2019 MKB was the first Russian bank to receive a BBB[esg] rating from Rating-Agentur Expert RA GmbH, which reflects a high expert evaluation of the bank’s efforts to integrate ESG principles into its business strategy. MKB was also rated АА+ on the Chinese national scale by China Lianhe Credit Rating Co.

We are not complacent about our achievements. Since very early 2020, the bank’s geography of presence has been expanding: 134 branches cover as many as 21 regions of Russia, operational centres have opened in Smolensk and Saint Petersburg. We are developing as a modern financial institution of a national scale. We continue integrating cutting-edge financial technologies and best product solutions into our operations. We are making a bank that is friendly not only to its customers and partners, but also to its employees, by fostering the features expected of a responsible and attractive employer and by promoting comfortable environment for effective work and personal development.

Nevertheless, it is clear that 2020 will be a challenging year for all sectors of the economy of many countries, including Russia. The outbreak of the new coronavirus infection that started in late 2019 continues to provoke a high volatility in the financial markets and puts pressure on the entire global economy. In that environment, acknowledging its social responsibility and possible risks, the bank’s key priority is to further maintain its own stability and make arrangements to support the stability of our customers and the safety of our staff. To this end, the bank has already announced the launch of loan restructuring programmes for affected parties and sectors in line with the new initiatives of Russian state authorities. We continue serving all our customers and investors. We are monitoring the situation and are taking all necessary precautions.

For many years, MKB has been able to show strong performance not only in periods of economic growth, but also amid financial turbulence thanks to its sustainable, ever profitable business model, high capital adequacy and shareholders’ support. As a systemically important bank, we understand our impact on a significant part of the economy and society, and will therefore continue to introduce best global practices of corporate social responsibility. I believe that all these steps will help us strengthen our positions as a leading privately-owned commercial bank, enhance our efficiency, and remain a beneficial partner for customers, a transparent and understandable business for investors, and a profitable asset for shareholders.

Обращение Председателя Правления

Владимир Александрович Чубарь

Владимир Александрович Чубарь
Председатель Правления

Уважаемые акционеры, инвесторы, партнеры и клиенты!

2019 год стал достаточно успешным для российского банковского сектора. После существенной волатильности прошлых 3-4 лет ситуация на финансовом рынке стабилизировалась. Дополнительным фактором устойчивости стал ряд принятых решений Банка России, таких как планомерное снижение ключевой ставки и введение предельной долговой нагрузки на заемщиков, что, с одной стороны, обеспечило рост ответственного потребительского кредитования, но и стало дополнительным фактором стабильности и зрелости банковского сектора. При этом сохранилась положительная динамика и в привлечении средств граждан и предприятий: несмотря на снижение ставок портфели депозитов только росли. Все эти факторы обеспечили эффективное развитие российской банковской системы, что выразилось в достижении рекордной для сегмента прибыли в 2 трлн руб. по итогам года.

Минувший год стал успешным и для Московского кредитного банка, который укрепил свои позиции в первой десятке игроков российского банковского рынка. По итогам года мы занимаем первое место среди негосударственных публичных банков по размеру активов. Активы банка за 2019 год выросли на 13% и достигли 2,4 трлн руб. Совокупный кредитный портфель (до вычета резервов) увеличился на 12% и составил 829,2 млрд руб., базовый капитал вырос на 17% с начала года, достигнув 170,2 млрд руб. Банк демонстрирует высокую операционную эффективность и качество корпоративного управления, что было отмечено международной премией World Finance Corporate Governance Awards.

Банк сегодня работает более чем с 25 тыс. корпоративных клиентов и почти 1,8 млн физических лиц. Средства клиентов, которые составляют 60,5% совокупных обязательств, демонстрируют стабильную динамику, увеличившись за 2019 год на 5,3% — до 1,34 трлн руб. Рост депозитной базы произошел преимущественно за счет активного притока средств розничных клиентов, которые по итогам года выросли на 29,6%, достигнув 486,2 млрд руб., или 36,3% совокупных депозитов. Эти цифры показывают эффективность выстраивания долгосрочных доверительных отношений с клиентами банка, являются результатом планомерной работы по улучшению продуктовой линейки, развитию современных финансовых технологий и удаленных сервисов, а также повышению качества клиентского сервиса.

Качественный рывок в 2019 году совершил блок инвестиционного бизнеса и private banking. Всего за один год МКБ ворвался на рынок долгового капитала и сумел войти в топ-5 организаторов рыночных размещений облигаций. За 2019 год мы провели 80 сделок совокупным объемом 900 млрд руб. Банк сделал существенный шаг в развитии инвестиционного бизнеса на международных рынках: Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Киргизия. Продолжается развитие mkb private banking – нового для банка бизнеса по работе с состоятельными клиентами; до 600 млн долл. вырос объем структурного финансирования с family offices. Все эти успехи не остались незамеченными рынком: по итогам года МКБ получил 3 награды Cbonds, включая «Лучший инвестиционный банк по работе с нефинансовым сектором», а также «Старт года» для mkb private banking от международного журнала Spear’s.

В 2019 году МКБ продолжил развитие бизнеса в новом для себя стратегическом направлении – в Азии. Мы рассматриваем Азию как ключевой стратегический регион для экспансии бизнеса, а Китай – как стратегического партнера для всей российской экономики. Являясь системно значимым банком, МКБ нацелен на укрепление деловых отношений и связей между финансовыми институтами России и Китая, обмен информацией и развитие совместных деловых инициатив. В конце 2019 года МКБ стал первым частным российским банком, который получил синдицированный кредит от китайских финансовых организаций объемом до 2 млрд юаней. Привлеченные средства банк намерен направить на цели финансирования торговых операций между Россией и Китаем. МКБ рассматривает для себя как приоритетную инициативу участие в программах, позволяющих укрепить взаимоотношения и наладить сотрудничество между странами, в том числе при поддержке проектов, связанных с инициативой «Один пояс – один путь».

МКБ обладает достаточно высокими рейтингами российских и международных агентств: в 2019 году Fitch Ratings повысило рейтинг банка до уровня BB в результате улучшения оценки риск-профиля, а рейтинговое агентство «Эксперт РА» отметило улучшение качества активов банка и повысило рейтинг до уровня ruА. Прочие агентства подтвердили рейтинги МКБ: А от АКРА, BB- от S&P, Ba3 от Moody’s. В 2019 году МКБ первым из российских банков получил ESG-рейтинг от Rating-Agentur Expert RA GmbH на уровне BBB[esg], который свидетельствует о высокой экспертной оценке усилий банка по интеграции принципов ESG в бизнес-стратегию. МКБ также получил кредитный рейтинг АА+ по китайской национальной шкале от China Lianhe Credit Rating Co.

Мы не останавливаемся на достигнутом. Уже с начала 2020 года расширяется география присутствия банка: 134 отделения охватывают уже 21 регион России, открылись операционные центры в Смоленске и Санкт-Петербурге. Мы развиваемся как современный финансовый институт федерального масштаба. Мы продолжим интегрировать в свою работу самые современные финансовые технологии и лучшие продуктовые решения. Мы делаем банк, удобный не только для клиентов и партнеров, но и для сотрудников, развивая качества ответственного и привлекательного работодателя и комфортную для эффективной работы и личностного роста среду.

При этом становится очевидным, что 2020 год станет сложным для всех секторов экономики, во многих странах, в том числе, и в России. Распространение новой коронавирусной инфекции, начавшееся в конце 2019 года, продолжает создавать высокую волатильность на финансовых рынках и оказывать давление на всю мировую экономику. В текущих условиях, осознавая свою социальную ответственность и возможные риски, ключевым приоритетом для себя банк видит дальнейшее поддержание устойчивости, организацию мероприятий для поддержки стабильности наших клиентов и безопасности наших сотрудников. Для достижения поставленных целей банк уже объявил о запуске программ реструктуризации кредитов для затронутых лиц и отраслей в соответствии с новыми инициативами российских государственных органов. При этом мы продолжаем своевременно предоставлять услуги всем нашим клиентам и инвесторам. Мы следим за ситуацией и принимаем все необходимые меры предосторожности.

На протяжении многих лет МКБ удается показывать высокие результаты деятельности не только в период экономического роста, но и финансовой турбулентности благодаря устойчивой бизнес-модели, стабильно приносящей прибыль, высокой достаточности капитала и поддержке со стороны акционеров. Как системно значимый банк, мы понимаем свое влияние на значительную часть экономики и общества и продолжим внедрение лучших мировых практик ведения социально ответственного бизнеса. Я считаю, что все эти шаги помогут нам укрепить свои позиции ведущего негосударственного коммерческого банка, позволят наращивать эффективность нашей деятельности, оставаться выгодным партнером для клиентов, прозрачным и понятным бизнесом для инвесторов и прибыльным активом для акционеров.