Бизнес-модель

Создаваемая ценность

Акционеры и инвесторы

В 2019 году состоялась дебютная выплата дивидендов, которая составила

2 978,8 млн рублей

или 24,6% чистой прибыли банка за 2018 год по РСБУ

Клиенты

Первоклассные банковские продукты и технологии – рост клиентской базы на 

18% за 2019 год

Персонал

Численность сотрудников банковской Группы (МКБ, СКС, Инкахран)

9 780 человек

Общество

Целый ряд общественных проектов, в том числе, сотрудничество с благотворительным фондом «Арифметика добра», оказывающим поддержку сиротам и приемным семьям, а также ESG/КСО проекты в рамках реализации стратегии устойчивого развития

Уникальная
операционная
модель

Корпоративный бизнес: акцент на крупных клиентах

  • Фокус на надежных крупных и средних государственных и частных компаниях в рамках целевых сегментов банка
  • Акцент на RAROCДоходность капитала с учетом риска и услуги с добавленной стоимостью – 70% корпоративных клиентов используют более 1 продукта МКБ
  • Лидирующие позиции в Московском регионе и сильные позиции на российском рынке
  • Онлайн-платформа, работающая на базе искусственного интеллекта
  • Инкассационная платформа, обеспечивающая стратегические выгоды с точки зрения управления риском

Розничный бизнес: клиентская база высокого уровня

  • Целевые сегменты рынка: потребительское и ипотечное кредитование
  • Тщательный отбор клиентов, основанный на жесткой политике в области андеррайтинга, с целью сохранения высокого качества кредитного портфеля
  • Дифференцированный аппетит к риску на основе сегментации клиентов
  • Омниканальная сеть продаж с отделениями в стратегически важных локациях и развитыми онлайн-сервисами: более 130 отделений, более 1 100 собственных банкоматов, более 6 800 платежных терминалов
  • Диджитализация обслуживания клиентов банка, фокус на каналы дистанционного обслуживания
  • Высококонкурентные предложения по вкладам с привлекательными условиями для клиентов, лучшие программы лояльности по розничным продуктам

Инвестиционный бизнес: диверсифицированная линейка продуктов

  • Активное использование кросс-продаж инструментов, генерирующих дополнительную стоимость
  • Доступ к глобальным рынкам
  • Предоставление полного спектра инвестиционно-банковских услуг: ECM, DCM, M&A, долевое финансирование и т.д.
  • Фокус на низкорисковых сделках с высококлассными контрагентами при эффективном использовании капитала
  • Успешная история на рынке долгового капитала: 3-й лучший организатор для нефинансового сектора в 2019 г.

Международный бизнес: активный игрок на международных рынках капитала

  • Самый активный российский банк на международном рынке капитала по публичным сделкам за последние годы (IPO в 2015 г., SPO в 2015, 2017 и 2019 гг., 3 выпуска еврооблигаций за последние 2 года, международные синдицированные кредиты)
  • Использование развитого международного направления для дальнейшей диверсификации пассивной базы по срокам и источникам, инструментам и контрагентам
  • С учетом текущей рыночной конъюнктуры наиболее благоприятная позиция для доступа к международным рынкам капитала и наличие большого опыта
  • Расширение операций в стратегически важном азиатском регионе

Прозрачная структура владения, а также высокие стандарты корпоративного управления

  • Миноритарные акционеры с высокой репутацией, включая ЕБРР
  • Полное соответствие передовой международной практике корпоративного управления
  • Лидер по прозрачности деятельности и раскрытию информации
  • 5 из 10 членов Наблюдательного совета – независимые директора, а также 2 представителя миноритарных акционеров
  • Решения по природоохранным политикам и отчетности принимаются с участием высшего менеджмента

Используемые ресурсы

Финансовый капитал

  • Банк располагает хорошо диверсифицированной структурой фондирования, включающей в себя в том числе корпоративные, розничные и банковские депозиты.
  • Высокие рейтинги банка от четырех международных и двух российских рейтинговых агентств, а также безупречная финансовая история позволяют банку привлекать международное фондирование и быть активным участником рынков капитала.
  • В 2019 году банк привлек два займа путем выпуска еврооблигаций на сумму €500 млн и $500 млн, разместил акции посредством открытой подписки (SPO) на общую сумму 14,7 млрд руб., а также привлек два синдицированных кредита объемом до $500 млн и до 2 млрд юаней, что позволило значительно улучшить структуру и качество капитала и удлинить пассивы.

Интеллектуальный капитал

  • Политика банка в области технического развития ориентирована на обеспечение операционной эффективности, информационной безопасности и сфокусирована на улучшении клиентского опыта, быстрой и качественной разработке новых услуг и продуктов для клиентов корпоративного, розничного и инвестиционного бизнеса.
  • Выбранные оптимальные решения (в том числе модернизированные CRM системы) автоматизации банковской деятельности позволяют наиболее эффективно реализовать бизнес-задачи, оперативно реагируя на изменение рыночной обстановки и запросы клиентов

Человеческий капитал

  • HR-стратегия банка нацелена на привлечение, развитие и удержание высококвалифицированных и результативных сотрудников.
  • В рамках развития человеческого капитала и построения результативной команды в банке применяются лучшие HR-практики – ежегодная оценка деятельности сотрудников в рамках системы управления результативностью сотрудников, модульный системный подход к обучению на основе индивидуальных планов развития сотрудников и модели компетенций, использование современных методов адаптации, развитие стажерских программ и автоматизация HR-процессов.
  • В банке сформирована открытая корпоративная культура, а также развивающая среда, нацеленная на развитие корпоративной социальной ответственности (КСО) как части корпоративной культуры банка.

Капитал в области устойчивого развития

  • Особое внимание уделяется соблюдению ключевых норм и ценностей, принятых в банке и поддерживаемых сотрудниками и руководством банка, а также выполнению социальных и природоохранных обязательств
  • Важной частью бизнес-модели банка является разработка и особое внимание к продуктам с социальной направленностью, в частности социальные розничные продукты, поддержка экспортеров, компаний МСБ и других социальных продуктов.
  • МКБ стремится продвигать принципы устойчивого развития среди клиентов и партнеров, руководствуясь в своей деятельности принципами социальной и экологической ответственности, опираясь на лучшую национальную и международную практику корпоративного управления.
  • МКБ признает важность каждой из 17 целей в области устойчивого развития, принятых в 2015 году Генеральной Ассамблеей ООН. При этом в своей практической деятельности МКБ фокусируется на 6 из них, которые были определены как наиболее приоритетные: хорошее здоровье и благополучие, качественное образование, достойная работа и экономический рост, индустриализация, инновации и инфраструктура.