Information technologies

The bank’s IT-development policy is aimed at improving its banking technologies, and developing, optimising and upgrading its IT systems. The IT Directorate is responsible for development and implementation of the 2019-2020 IT strategy, IT policies, improvement and maintenance of the entire IT infrastructure, software development, deployment and maintenance, i.e. measures intended to support implementation of business initiatives and for compliance with the requirements of the regulator.

The bank is committed to building a failsafe IT infrastructure. As it needs to ensure guaranteed execution and high efficiency of banking and, first and foremost, customer transactions, the main IT infrastructure design criteria are the elimination of Single Points of Failure and the ability to promptly expand IT systems’ processing capacities. The cost efficiency of the created infrastructure is also taken into account.

In order to build a failsafe IT infrastructure, the bank uses a distributed data centre (DDC), enabling it to ensure high efficiency of transaction processing with a strong protection of such transactions against any infrastructure breakdowns. All data centres (DCs) in the DDC are connected by a private network of fibre-optic links (Dark Fiber) via main and back-up, non-overlapping routes. Usage of DDC architecture has increased reliability and scalability of IT infrastructure at acceptable costs, because IT systems in this architecture do not fail (but only become less productive) if one centre fails. Taking into account the projected capacity, the overall productivity would not decrease by more than 10-15% if one data processing centre fails, and the impact would be mainly limited to the least critical systems at the Office Productivity level.

The DDC uses high-tech engineering systems and management utilities to achieve maximum manageability of the sophisticated engineering infrastructure by enabling collection, sorting and circulation of critically important alerts, video surveillance records and other important information, so that the entire picture of the sophisticated engineering infrastructure can be seen from any point of the network.

In terms of improving the IT infrastructure fault tolerance, considerable attention is paid to the practical aspects of ensuring business continuity. During the year, in accordance with the developed plan, the bank performed disaster recovery testing in the data centre of information systems (DR-testing), which was aimed at checking and confirming the target recovery periods set for the relevant categories of system criticalness. In the course of the tests, the employees of the IT Directorate practice switching components of information systems between the nodes of the DDC and recovering systems in conditions close to real ones.

In order to be able to further scale up while increasing the level of security and reliability, the bank launched the concept of using the platforms of commercial operators’ DC that meet Tier 3 requirements as nodes of the bank’s distributed computing centre. In 2019, agreements were concluded with two service providers, whose facilities formed the basis for launching the deployment of additional nodes of the bank’s DDC.

The DDC is operated by a VMware vSphere virtualisation platform. The virtual server farm is based on cloud technologies in the form of a Private Cloud, and forms the bank’s main processing capacity. The VMware High Availability Cluster-based virtualisation increases IT systems reliability, the server utilisation ratio, equipment density and, owing to faster roll-out and greater testing possibilities, accelerates the introduction of new products. This solution also simplified IT infrastructure expenditure planning by unifying processing resources.

As part of the solution to increase the availability of the bank’s business applications, special attention is paid to expanding the coverage and increasing the effectiveness of IT infrastructure monitoring. In 2019, a dedicated competency for the development of this area was created at IT. An architectural concept for building an integrated monitoring system was developed and approved. The architecture of the target system is based, on the one hand, on open source solutions for the technical monitoring of infrastructure components and, on the other, on the productivity monitoring and end-to-end transaction monitoring software of world leaders. In accordance with the approved target architecture, the bank removed monitoring from non-target systems, expanded the number of monitoring metrics, deployed the target technical monitoring architecture and launched pilot operation of end-to-end transaction monitoring solutions.

In the retail block, the bank successfully completed key tasks 1 and 2 of the Collection project priority, which increase collection efficiency, such as through segmentation of overdue loans in the early stages of overdue, automation of debt receipt and repayment in real time. The bank also developed a calculation to incentivise Collection employees, automated the process of forming a portfolio and delivering it to collection agencies at the pre-trial collection stage, and developed and implemented Collection reports to track indicators in real time. Work was successfully completed on the introduction of blocking of all withdrawal operations in the event of an individual’s bankruptcy.

In pursuit of strict control over operational efficiency, the bank’s development strategy requires the maximum use of remote client service systems. To perform transactions and data exchange with the bank, corporate customers use the convenient and constantly improving internet banking system Your Bank Online (YBO).

In 2019, a current account text alert service became available to corporate customers, with which they can quickly receive notifications of cash flows on their accounts. To unify the exchange of financial messages with customers, the international standard ISO20022 is being actively implemented. Customers can now receive statements in the ISO20022 format, and make rouble and foreign currency payments. In 2019, integration with the National Settlement Depository was successfully completed.

Thanks to successful integration with MPS Round, customers can now pay customs payments to companies involved in foreign trade, legal entities and individuals in real time.

In 2019, YBO was successfully connected to the SWIFT Global Payment Innovation (GPI) service to quickly and efficiently manage cross-border payment flows, track fund transfers along the entire chain of correspondent banks thanks to unique transaction numbers, and track payment status and location online.

The bank successfully launched projects to extend the standard and extended business days in roubles, US dollars and euro, and to introduce round-the-clock acceptance of interbank payments.

Relating to the development of the banking platform, in accordance with the regulatory requirements of provisions No. 604-P, 605-P, 606-P of the Central Bank of the Russian Federation, the IFRS 9 objectives for credit, deposit, interbank and securities transactions were implemented in 2019. The improvements ensured the correct recording of these operations on the accounts of book records and the calculation of the necessary indicators in accordance with the regulator’s requirements.

As part of the requirements of Regulation No. 659-P, the objectives of IAS 16 Property, Plant and Equipment in CFT were implemented in 2019. The purpose of the improvements was to prescribe the accounting treatment for property, plant and equipment, including the recognition of assets, the determination of their carrying amounts, and the depreciation charges and impairment losses to be recognised in relation to them.

As the Russian Central Bank’s requirements grow ever tougher, the bank resorted to an industrial solution to ensure advanced environment for AML/CFT, sanction control, FATCA and CRS purposes. The tender was won by AML Adviser, a comprehensive system covering the entire scope of the Compliance Department’s tasks.

The implementation of the AML solution, a customer activity analysis complex, is very important given the substantial expansion of the bank’s customer base and its prospects of further development, especially in the regions. The project started in early 2019 and is to finish in the first half of 2020. It will result in a full package of tools for straightforward and effective compliance with AML/CFT laws and the sanctions regime, and for statutory, FATCA and CRS reporting.

During the year, the bank implemented processes for sanctions screening, FATCA/CRS reporting, and regulatory reporting (under Ordinance 4936-U).

In 2019 many times over and more than doubling their number. In late 2019, the bank deployed a SAS ESP-based platform for launching online marketing campaigns, which will improve the quality and speed of interaction with customers, boost cross-sales and decrease customer outflow. The migration to a cluster solution made SAS RTDM-based automatic loan application processing more failsafe and faster. Pre-scoring of corporate customer applications was established.

The bank is a principal member of Visa, MasterCard, MIR, JCB and UPI and issues a wide range of cards: debit, credit, prepaid and virtual cards, both for the mass and premium segments. To provide a comprehensive and high-quality plastic card service, the bank operates its own processing centre based on the Compass Plus solution. The bank operates its own card personalisation centre to ensure prompt card issuance. State-of-the-art bank card technologies are being actively adopted: Google Pay, Samsung Pay, Apple Pay, Garmin Pay services, and payment rings are all supported.

In 2019, the bank was connected to CBR’s FPS payment system, enabling its customers to transfer funds using telephone numbers as identifiers.

In 2019, the bank actively implemented an IT strategy for approaches to software quality control. New approaches increase the reliability and fault tolerance of application software. In particular, the development of load testing and productivity testing areas is aimed at checking the on-load operation of application software, searching for maximum system productivity, checking the system for increased database volumes, and application software operation on various hardware packages in order to select the optimal level. As part of development of this area, the bank launched a programme to introduce stress testing for key back-office systems.

As part of the tasks to optimise the budget and increase its effectiveness, an End-to-End Analytics system was launched at the end of the year. It analyses the effectiveness of marketing investments based on data that tracks the full path of the customer from viewing an advertisement, visiting the site and ending with sales and repeat sales. The End-to-End Analytics system, when used with Wi-Fi radars and the Dynamic Call Tracking system, will indicate the real costs of each product and each landed customer with breakdown of channel, and the effectiveness of cross-selling. The project is critical for increasing the effectiveness of promotion channels.

The bank pays considerable attention to information security and cyber resilience issues. The most important information security processes are those identifying and remedying both purely technical vulnerabilities of information systems and logical vulnerabilities affecting customer service processes and products. The following threat prevention projects were initiated and successfully completed:

  • A next-generation firewall as a basic element of protection against external attacks;
  • A solution to counter targeted attacks which use malicious email messages or malicious sites, which, in turn, use 0-day vulnerability and are not detected by standard protection tools, for example, antiviruses. The system rebuffed more than 650 targeted attacks;
  • A fraud monitoring system for remote banking;
  • A staff training system that simulates mailing of malicious file attachments and phishing links and automatically starts testing if employees open such attachments or enter their passwords on linked websites;
  • An anti-fraud system for detecting abnormal and illegal payments transmitted to the Bank of Russia or SWIFT;
  • Systems searching confidential information in databases, network folders and workstations;
  • A data loss prevention (DLP) system to monitor and prevent attempted theft of confidential information of the bank and its customers.

As part of the system of protection against external and hacker attacks, the bank launched a project to protect its web applications. To protect its ATMs and payment terminals, the bank launched a project to create an isolated software environment for them.

Based on 2019 results, the quality of the information security services was confirmed by audits for compliance with the PCI DSS and the SWIFT Customer Security Programme.

Информационные технологии

Политика банка в области технологического развития ориентирована на совершенствование банковских технологий, разработку, оптимизацию и повышение надежности и эффективности работы банковских информационных систем. В задачи Дирекции информационных технологий входит разработка и реализация ИТ‑стратегии, утвержденной на 2019–2020 годы, политик в области ИТ, развитие и сопровождение всей ИТ‑инфраструктуры, разработка, внедрение и сопровождение программного обеспечения – ​мероприятия, направленные на поддержку реализации бизнес-инициатив, а также соблюдение требований регулятора.

Банк уделяет большое внимание вопросам построения отказоустойчивой ИТ‑инфраструктуры. В связи с необходимостью обеспечения гарантированного исполнения и высокой эффективности банковских и, в первую очередь, клиентских операций, основными критериями при проектировании ИТ‑инфраструктуры являются устранение единых точек отказа (Single Point of Failure) и возможность оперативного увеличения вычислительных мощностей ИТ‑систем, при этом во внимание принимается стоимость владения создаваемой инфраструктуры.

Для построения отказоустойчивой ИТ‑инфраструктуры банк использует распределенный центр обработки данных (Distributed Data Center – ​DDC), что позволяет банку обеспечить высокую эффективность выполнения операций при высокой защищенности от любых инфраструктурных сбоев. Все центры обработки данных (ЦОД), входящие в DDC, объединены собственной сетью волоконно-оптических линий связи (Dark Fiber), соединяющей серверные площадки по основному и резервному непересекающимся маршрутам. Использование архитектуры DDC позволило повысить надежность и масштабируемость ИТ‑инфраструктуры при адекватных затратах, поскольку в данной архитектуре выход из строя одного из центров не приводит к отказу в функционировании ИТ‑систем, снижается только их производительность. С учетом закладываемых резервов мощности общее падение производительности при выходе из строя одного из центров обработки данных не должно превысить 10–15 % и будет ограничено в основном наименее критичными системами уровня Office Productivity.

Использование в DDC высокотехнологичных инженерных систем и средств управления позволяет обеспечивать максимальную управляемость сложной инженерной инфраструктурой за счет возможности сбора, упорядочивания и рассылки критически важных уведомлений, записей систем видеонаблюдения и иной важной информации, обеспечивая возможность получения полной картины сложной инженерной инфраструктуры из любой точки сети.

В части повышения отказоустойчивости ИТ‑инфраструктуры значительное внимание уделяется практическим аспектам обеспечения непрерывности бизнеса. В течение года в соответствии с разработанным планом проводились тестирования аварийного восстановления в резервном ЦОД информационных систем (DR‑тестирования), направленные на проверку и подтверждение целевых сроков восстановления, установленных для соответствующих категорий критичности систем. В ходе тестов сотрудники Дирекции информационных технологий отрабатывают навыки переключения компонентов информационных систем между узлами РЦОД и восстановления систем в условиях, приближенных к реальным.

Для получения возможности дальнейшего масштабирования при повышении уровня безопасности и надежности запущена реализация концепции использования площадок коммерческих операторов ЦОД, соответствующих требованиям Tier 3, в качестве узлов распределенного вычислительного центра банка. В 2019 году заключены договоры с двумя провайдерами услуг, на мощностях которых начато развертывание дополнительных узлов РЦОД банка.

Функционирование распределенного центра обработки данных происходит под управлением платформы виртуализации VMware vSphere. Ферма виртуальных серверов основана на использовании облачных технологий в форме частного облака (Private Cloud) и является основой вычислительной мощности банка. Использование виртуализации на основе VMware High Availability Cluster позволяет повысить надежность функционирования ИТ‑систем, повысить коэффициент загрузки серверов, увеличить плотность размещения оборудования, а также за счет ускорения развертывания и расширенных возможностей тестирования увеличить скорость внедрения новых проектов. Кроме того, данное решение позволило за счет унификации вычислительных ресурсов упростить планирование расходов на IT‑инфраструктуру.

В рамках решения указанных задач по повышению доступности бизнес-приложений банка особое внимание уделяется расширению охвата и повышению результативности мониторинга IT‑инфраструктуры. В 2019 году в IT создана выделенная компетенция по развитию данного направления. Разработана и утверждена архитектурная концепция построения комплексной системы мониторинга. Архитектура целевой системы базируется, с одной стороны, на решениях с открытым исходным кодом для осуществления технического мониторинга инфраструктурных компонентов, а с другой – ​на программном обеспечении мировых лидеров в области мониторинга производительности и сквозного мониторинга транзакций. В соответствии с утвержденной целевой архитектурой проведены работы по вынесению мониторинга из нецелевых систем, расширению количества метрик мониторинга, развертыванию целевой архитектуры технического мониторинга и проведению пилотной эксплуатации решений по сквозному мониторингу транзакций.

В розничном блоке успешно завершены ключевые задачи 1-го и 2-го приоритета проекта Collection, способствующие увеличению эффективности взыскания, такие как сегментация просроченных кредитов на ранних стадиях просрочки, автоматизация получения сумм задолженности и её погашения в реальном времени, разработан расчет по мотивации сотрудников Collection, автоматизирован процесс формирования портфеля и передачи его в коллекторские агентства на досудебной стадии взыскания, разработаны и внедрены отчеты Collection для отслеживания показателей в реальном времени. Успешно завершено внедрение блокировки всех расходных операций при банкротстве физического лица.

Обеспечивая жесткий контроль операционной эффективности, стратегия развития банка предусматривает максимальное использование систем дистанционного обслуживания клиентов.

Для выполнения операций и осуществления обмена данными с банком клиенты – ​юридические лица – ​используют удобную и непрерывно развивающуюся систему интернет-банкинга «Ваш Банк Онлайн» (ВБО).

В 2019 году клиентам стала доступна новая услуга – ​«СМС информирование по расчётному счёту», с помощью которой клиенты могут оперативно получать уведомления о движении денежных средств на своих счетах. Для унификации обмена финансовыми сообщениями с клиентами ведётся активное внедрение международного стандарта ISO20022. В настоящее время клиенты банка могут получать выписки в формате ISO20022, а также совершать рублёвые и валютные платежи. В 2019 году была успешно реализована интеграция с Национальным расчетным депозитарием.

Благодаря успешной интеграции с МПС Раунд у клиентов появилась возможность оплаты таможенных платежей участникам внешнеэкономической деятельности, юридическим и физическим лицам в режиме реального времени.

В 2019 году ВБО был успешно подключен к SWIFT Global Payment Innovation (GPI) – ​сервису, позволяющему быстро и эффективно управлять трансграничными платежными потоками, отслеживать перевод средств по всей цепочке банков-корреспондентов благодаря уникальному номеру транзакции, а также отслеживать состояние и локацию платежей в режиме онлайн.

В банке успешно запущены проекты по продлению стандартного и продленного операционного дня в рублях, долларах США и евро и внедрению круглосуточного приема внутрибанковских платежей.

В части развития банковской платформы в соответствии с регуляторными требованиями положений № 604-П, 605-П, 606-П ЦБ РФ в 2019 году были реализованы задачи МСФО 9 по кредитным, депозитным, межбанковским операциями и операциям с ценными бумагами. Выполненные доработки позволили обеспечить корректное отражение указанных операций на счетах бухгалтерского учета и расчет необходимых показателей в соответствии с требованиями регулятора.

В рамках регуляторных требований положения № 659-П в 2019 году были реализованы задачи МСФО 16 «Основные средства» в ЦФТ. Цель доработок состояла в определении порядка учета основных средств, признании активов, определении их балансовой стоимости, а также амортизационных отчислений и убытков от обеспечения.

В связи с постоянным ужесточением требований Центрального Банка РФ, для целей обеспечения высокого уровня контрольной среды банку потребовалось промышленное решение для решения задач в части ПОД/ФТ, санкционного контроля, FATCA и CRS. По итогам проведения тендерных процедур была выбрана комплексная система AML Adviser, позволяющая закрыть весь периметр задач Департамента комплаенс.

Внедрение решения AML, представляющего собой аналитический комплекс по изучению деятельности клиентов, является крайне важным, учитывая существенный рост клиентской базы и перспективы дальнейшего развития банка, особенно в регионах. Проект стартовал в начале 2019 года и завершится в 1-й половине 2020 года. Результатом внедрения системы AML будет являться полный набор инструментов для чёткого и эффективного исполнения требований законодательства по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма, формированию и направлению обязательной отчетности, соблюдению санкционного режима, отчётности в рамках FATCA и CRS.

В течение года в банке были внедрены процессы санкционного скрининга, подготовки и направления отчетности по FATCA и CRS, а также формирование и направление обязательной отчетности согласно требованиям Регулятора (Указание 4936-У).

В 2019 году было продолжено развитие продуктов SAS. В начале 2019 года с помощью SAS Marketing Automation автоматизированы розничные кампании вторичных продаж, что позволило в несколько раз сократить время на разработку новых кампаний и более чем в два раза увеличить их количество. В конце 2019 года в банке развернута платформа на базе SAS ESP для запуска онлайн маркетинговых кампаний, которая позволит повысить качество и скорость взаимодействия с клиентами, увеличить объем вторичных продаж и снизить отток клиентов. За счёт перехода на кластерное решение повышена отказоустойчивость и скорость рассмотрения кредитных заявок в системе автоматического принятия решений SAS RTDM. Настроен предварительный скоринг по заявкам от корпоративных клиентов.

Банк является полноправным участником в международных платежных системах Visa, MasterCard, Мир, JCB, UPI, предоставляет услуги эквайринга, выпускает широкий спектр банковских платежных карт: расчетные, кредитные, предоплаченные, виртуальные, как для массового сегмента клиентов, так и премиальные категории карт. Для обеспечения клиентов банка полноценным и качественным сервисом при совершении операций с использованием пластиковых карт в банке функционирует собственный процессинговый центр банковских карт на базе ПО Compass Plus. Банк использует собственный центр персонализации карт для возможности максимально оперативного выпуска пластиковых карт. Активно развиваются современные технологии банковских карт: поддержаны сервисы Google Pay, Samsung Pay, Apple Pay и Garmin Pay, а также платежные кольца.

В 2019 году банк подключился к платежной системе СБП ЦБ РФ, сделав доступным сервис перевода по номеру телефона клиентам банка.

В 2019 банк активно реализовывает IT‑стратегию, направленную на развитие подходов по контролю качества программного обеспечения. Новые подходы позволяют повысить уровень надежности и отказоустойчивости прикладного программного обеспечения. В частности, развитие направления по нагрузочному тестированию и тестированию производительности направлено на проверку работы прикладного программного обеспечения под нагрузкой, поиск максимальной производительности системы, проверку системы на увеличенных объемах БД, работы ППО на различных комплексах технических средств с целью выбора оптимального. В рамках развития данного направления запущенна программа по внедрению практик нагрузочного тестирования ключевых бэк-офисных систем.

В рамках исполнения задач по оптимизации бюджета и повышения его эффективности в конце года была запущена система Сквозной аналитики. Она позволяет анализировать эффективность маркетинговых инвестиций на основе данных, прослеживающих полный путь клиента, начиная от просмотра рекламного объявления, посещения сайта и заканчивая продажей и повторными продажами. Система Сквозной аналитики при её использовании с WiFi-радарами и системой Динамического коллтрекинга позволит увидеть реальные затраты на каждый продукт и каждого привлечённого клиента в разрезе канала, посмотреть эффективность кроссейла. Проект является ключевым с точки зрения повышения эффективности каналов продвижения.

Банк уделяет значительное внимание вопросам информационной безопасности и обеспечения устойчивости к киберугрозам. Важнейшими процессами обеспечения информационной безопасности являются процедуры выявления и устранения как сугубо технических уязвимостей, присущих информационным системам, так и логических уязвимостей, затрагивающих процессы обслуживания клиентов и продукты. Для реализации мер по недопущению реализации угроз были инициированы и успешно завершены следующие проекты:

  • Внедрение next generation firewall как базисного элемента для защиты от внешних атак;
  • Внедрение решения для противодействия целенаправленным атакам, осуществляемым с использованием вредоносных почтовых сообщений либо вредоносных сайтов, которые в свою очередь используют 0-day уязвимости и не детектируются стандартными средствами защиты, например, антивирусами. Результатами работы системы стало отражение более 650 целенаправленных атак;
  • Внедрена системы фрод-мониторинга для системы дистанционного банковского обслуживания;
  • Разработка и внедрение системы обучения персонала, имитирующей рассылки хакерами вредоносных вложений и фишинговых ссылок и автоматически назначающей тестирование в случае открытия работником вложений или ввода пароля от своей учетной записи на сайтах, доступных по присылаемым ссылкам;
  • Разработка и внедрение антифрод-системы для выявления аномальных и нелегитимных платежей, направляемых в Банк России или в SWIFT;
  • Разработка и внедрение систем для поиска конфиденциальной информации в базах данных, сетевых папках и рабочих станциях;
  • Внедрение системы идентификации и противодействия утечкам информации (DLP), что позволяет отслеживать и предотвращать попытки кражи конфиденциальной информации банка и его клиентов.

В рамках системы защиты от внешних и хакерских атак инициирован проект по защите web-приложений банка. Для защиты банкоматов и платежных терминалов банком запущен проект по созданию на них изолированной программной среды.

Качество сервисов обеспечения информационной безопасности подтверждено по результатам 2019 года аудитами на соответствие стандарту безопасности PCI DSS и программе безопасности SWIFT Customer Security Programme.